Наместник Карлсона На Земле (elcour) wrote,
Наместник Карлсона На Земле
elcour

Category:

о своих о рыбах на чужих хлебах (проповедь?)

Правильно ли помогать "своим" в первую очередь? Правильно ли помогать только своим, или чужим тоже надо? Кто они такие, эти свои? Кого признавать более своими: жителей Ниагары, одесситов, евреев, филателистов, отслуживших в ВДВ?

1. В детстве двигатель цивилизации представлялся мне в виде людей, ставших меж двух высоких стен. Встали они спина-к-спине, уперлись друг в дружку плечами, лопатками, локтями, а ногами карабкаются вверх. И если один из них перестанет карабкаться, то и другой не сможет. А если один попробует пойти обратно вниз и упадёт, то и другой непременно сей же час чебурахнется. Правда, зашагать вниз и упасть не больно и получится, когда на спину плотно давят-то. (Всеми этими подробностями картина обрастала не сразу, а постепенно. Услужливое воображение подсовывало при этом образ Жана Вальжана, упирающегося в одиночку в обе стены сразу - очень вероятно, что он и породил такую странную ассоциацию.)

2. Социальная культура хомосапиенсов на то и социальная, что существует впритирку, а не независимо и в ваккуме. Наши моральные устои (и личные, и общественные) сильно зависят от устоев тех, с кем мы соприкасаемся. Сегодня, например, мы можем позволить себе считать каннибализм неприемлемым. А в обществе, где так никто не считал, и мы с вами не могли б себе позволить; очень скоро мы бы иначе оказались неконкурентоспособными и сами, по всей вероятности, угодили в котёл к более сытым (и, соответственно, сильным) представителям своего вида.

3. Эта притирка наступает постепенно. То есть всем понятно, что всеобщая доброта, терпимость и внимание любого к каждому приведёт ко всеобщему процветанию. Однако скачок от пещерного века ко всеобщей доброте "в культурном вакууме", без социальных (или макропсихологических, если угодно) инфраструктур возможен не более, чем скачок на гребень стены от самого подножия без долгого изнурительного карабканья.

4. Биржевый рынок растёт или падает в зависимости от того, чего от него ожидает публика. Если все думают, что рынок будет падать, он действительно будет падать, т.к. эти люди бросятся продавать свои акции. Более того: даже если все только думают, что все остальные ("беспочвенно") думают, что рынок будет падать, или что все скоро начнут так думать, он точно так же будет падать.
Так вот, степень нашей заботы и внимательности друг к другу не только определяет наши ожидания, но и определяется ими.
Мы хотим, конечно, жить в обществе, где все искренне заботятся обо всех (нет, понятно, что есть люди, которые этого не хотят, но мы-то с вами, вот с тобой лично, к примеру, добрые такие и высокоморальные, мы хотим, правда?). И мы готовы заботиться обо всех ровно настолько, насколько можем себе это позволить (см. 2).

5. Глобализация и диффузия общества приводит к расширению круга своих. От семьи к племени, от племени к народу, от этноса к национальным и многонациональным государствам, и т.д.
И чем дальше этот круг расширяется, тем больше людей мы можем безнаказанно признать своими.
Потом - племя (например, иудеи). При этом заботиться о чужих не имело смысла, огромная масса чужих очень слабо реагировала на такие подарки. Исключениями стала забота о находящемся непосредственно вблизи тебя слабом; люди очень быстро сообразили, что помогать им выгодно, а не помогать - невыгодно (кстати, в сугубо экономическом смысле мне гораздо выгоднее помочь нищему в долине Ниагары, чем своему брату в Иерусалиме).
Несколько тысяч лет назад своими для меня были бы только мои жёны и дети - ну, скорее всего, ещё родители, может, братья-сёстры.
Чуть позже - весь наш клан.
Лет пятьсот назад я во всякой ситуации выбора оказал бы предпочтение еврею перед неевреем. Это входило в ожидания общества (как евреев, так и неевреев), и точно так же обо мне в первую очередь заботились бы мои единоверцы.
Сегодня я могу позволить себе гораздо сильнее размыть рамки между чужими и своими. И это очень здорово.
А совсем размыть - не могу, слишком рано появился на свет.

Только, воля ваша, запомните: оказываемое людьми людям добро периодически достигает критической массы, и тогда количество переходит в качество, и история расширения круга своих делает новый виток.
Днесь в нашем круге несть ни эллина, ни иудея - только их, конечно, не вовсе нет, а просто в гораздо большей степени нет, чем 2000 лет назад (кстати, кто это недавно писал в комментах, что у христианской религии нет прибавочной стоимости?).
Tags: проповеди
Subscribe

  • личное дело

    Это лицо женского пола. В своей кровати оно. Лицо лица женского пола Очаровательно. Из-под одеяла кажет нос и Щурится в окно на улицу. Длинные…

  • Из полупустого в полупорожнее - посв. Старлею Иакову

    И вместо ключа Ипполита Давнишнего страха струя Ворвётся ко мне, и полита Я буду, и всё ничего О. Мандельштам Мы наломали немало копий, Ломать…

  • Реверанс к мэтру

    Спит Гавана, спят Афины, Молдаваны спят и финны, Спят гуанчи и команчи, И жучок, и червячок. Задремали ламы в Чили И в Бенгале опочили, В туалете…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments

  • личное дело

    Это лицо женского пола. В своей кровати оно. Лицо лица женского пола Очаровательно. Из-под одеяла кажет нос и Щурится в окно на улицу. Длинные…

  • Из полупустого в полупорожнее - посв. Старлею Иакову

    И вместо ключа Ипполита Давнишнего страха струя Ворвётся ко мне, и полита Я буду, и всё ничего О. Мандельштам Мы наломали немало копий, Ломать…

  • Реверанс к мэтру

    Спит Гавана, спят Афины, Молдаваны спят и финны, Спят гуанчи и команчи, И жучок, и червячок. Задремали ламы в Чили И в Бенгале опочили, В туалете…