Наместник Карлсона На Земле (elcour) wrote,
Наместник Карлсона На Земле
elcour

Categories:
  • Music:

Назарей синим пламенем (Филлимор)

Загадочное исчезновение рабби Давида Иуды Арье-Лейба Коена (известного также как "Раввин-Назарей" или "Назарей Ерусалимскый") в канун праздника кущей ни в коей мере не прояснилось с его появлением. Напротив, его появление, при иных обстоятельствах вполне обыденное и неприметное, лишь добавило масла раздора в огонь сомнения.

Об этой странной истории трубили газеты, о ней спорили богословы, из-за неё ссорились державы.
Исследовав вопрос, после сухого выпаривания мы остаёмся наедине с фактами.
День начался с прибытия к раввину католической делегации. Встреча была оговорена несколькими месяцами раньше, и многие видели в ней начало нового периода в отношениях между раввинским иудаизмом и римско-католической церковью. Во главе делегации стоял кардинал Анджело Джузеппе Ронкалли, Патриарх Венеции. Прелата отличали учёность и искушённость, раввина - учёность и аскетизм.
Сперва назарей принял священников в библиотеке мецената Кроля за масличной горой. Речь его текла плавно и непринуждённо, слушал же он внимательно и скромно, без тени покровительственного снобизма. Говорили преимущественно о теософии абрагамической экумены.
Раввин пригласил делегацию отобедать: помимо строгих правил кашрута, он соблюдал и необычное для иудея вегетарианство, а потому ничего не ел за пределами собственного дома.
Примерно в полчаса от пополудни к библиотеке Кроля подъехал небольшой автобус. Оживлённо переговариваясь, гости заняли места. Последним здание покинули прелат и назарей. Уже подходя к автобусу, рабби посмотрел вниз и рассмеялся. Вслде за ним вежливо рассмеялся и собеседник, ибо на ногах у раввина красовались уютные домашние тапочки. Добродушно похохатывая, раввин жестом попросил привратника не запирать дверей, вошёл обратно и, как уже было сказано, исчез.
Выждав столько времени, сколько нужно, чтобы сперва испытать интерес, а потом начать волноваться, делегаты обшарили библиотеку, вызвали полицию, словом, подняли приличествующий ситуации переполох. Назарея, разумеется, не нашли (в противном случае история не называлась бы исчезновением).
То есть нашли, конечно, но не там и не тогда, а через два часа у себя дома. Приехав расспросить домочадцев назарея, полицейские обнаружили его самого за десертом.
На все вопросы он отвечал подробно, благодушно и совершенно невразумительно - как на тот момент, так и впоследствии.
Так, пояснил, что вышел из библиотеки и отправился домой обедать. В ответ на дальнейшие недоумённые возгласы мягко, терпеливо улыбался и переводил тему.
Тут следует пояснить, что парадный вход в библиотеку Кроля не является ни единственным входом, ни даже единственным выходом из неё. C трёх сторон здание окружено древним кладбищем Масличной горы. На кладбище ведут две двери: одна с заднего крыльца, другая - из библиотечного кабинета. На момент исчезновения иерусалимского назарея ни одна из этих дверей не была заперта.
Разумеется, кое-кто осмелился предположить, что раввин попросту вышел одной из этих дверей. К чести делегатов будь сказано, им такая кощунственная мысль и в голову не пришла, ибо следование через кладбище для коена совершенно недопустимо, каковой запрет подробно толкуется в книгах Левит и Иезеккиила.
Пресс-секретарь Ватикана предположил двумя неделями позже, что речь идёт о чуде. Его предположение было отвергнуто на корню просвещёнными иудейскими кругами и вызвало бурю негодования.
И действительно: на что рассчитывал Ватикан, подсовывая иудеям такую коварную ересь, как чудо, подаренное праведнику без малейшей на то необходимости?
В ответ два радикальных раввина заявили прессе, что католические священники по обыкновению врут и что назарей, как обычно, покинул библиотеку через парадный вход. К счастью, и сами раввины, и напечатавшая их высказывания газетёнка общались со своей аудиторией исключительно на венгерском диалекте идиша, так что этой линии скандала удалось избежать.
Признаемся честно, мы с удовольствием утаили бы некоторые дополнительные детали от уважаемого нами читателя, однако долг перед истиной велит нам продолжать повествование.
От широкой общественности не укрылся ещё один нюанс: покуда делегаты терпеливо поджидали рабби у входа, из библиотеки вышел закутанный в чёрное человек. На нём был раввинский кафтан и широкополая чёрная шляпа, а лицо закрывало шерстяное кашне, так что не было видно ничего, кроме длинной седой бороды, совсем такой же, как у назарея. Человек этот вообще напоминал рабби Давида Коена - и фигурой, и походкой, и даже одеждой - так что прелат собрался было окликнуть его, но вовремя увидел, как тот выщипывает на ходу волоски из бороды. Разумеется, назарей не мог позволить себе ничего подобного, ибо любое удаление волосяного покрова является для него грубым нарушением запрета книги Чисел. Даже само предположение такой возможности было чревато оскорблением, так что мудрый кардинал воздержался и голоса не подал. Прождав вместо этого ещё некоторое время, он, как вы помните, отправился сотоварищи на поиски назарея.
В дальнейшем священники вспомнили странного незнакомца и подробно описали его полиции, подозревая, что тот мог иметь отноешние к исчезновению раввина.
Оскорбительную бестактность, так осмотрительно избегнутую венецианским патриархом, позволил себе другой кардинал.
Джузеппе Сири, архиепископ генуэзский, заявил без малейшего смущения, что выщипывание волосков из бороды не может являться неопровержимым свидетельством того, что перед нами не назарей.
Эта бескомпромиссная позиция обострила и без того непростые отношения раввината и Ватикана. Пошёл даже слух о возможном объявлении персонами нон-грата двух высокопоставленных доминиканцев при особе нунция в Иерусалиме.
Кардинал Ронкалли постарался унять страсти. Он предложил считать своё свидетельство о выщипывании бороды ошибкой.
Возможно, такое решение устроило бы все задействованные стороны. А может, и не устроило бы. Об этом, так или иначе, мы уже не узнаем, поскольку 28 октября конклав избрал Анджело Джузеппе Ронкалли новым папой. Кардинал решил наречься Иоанном XIII. Надев тиару, он стал непогрешим, так что об ошибке долее не могло быть и речи.

Загадка раввина-назарея так и будоражила бы умы современности, не явись к нему на приём несколькими годами позже молодой, но уже известный раввин Исайя Брауде. Посетитель сразу взял быка за рога. Он поведал назарею, что некий муж из надела Данова венчал себе жену такою формулой: "Вот ты посвящена мне по закону Израилеву и Моисееву, и верно это, как верно то, что раввин-назарей Иерусалимский не ходит средь могил и не выщипывает бороды своей".
Дама, меж тем, бросила мужа через два месяца после свадьбы, но разводом не озаботилась, а лишь пустилась во все тяжкие. Он, Исайя Брауде, не посмел бы беспокоить такой мелочью Назарея, однако случилось, что блудная жена нагуляла младенца мужеска полу. И вот теперь ему, Исайе Брауде, неясно, возможествует ли признать условие изначального брака несбывшимся, а ребёнка, соответственно, зачатым безгрешно.
Едва услышав последние эти слова, Назарей Иерусалимский вскочил и выразил немедленную готовность хотя б и переселиться во кладбище, а также выщипать всю свою бороду, волосок за волоском, дабы упасти сына израилева ото скверны.
Засим история обрела достойное своё завершение.
Правда, так и не установлена личность того, первого младенца, которого назарей спасал от незаконнонорожденности. Также неочевидно, делал ли он это выйдя к могилам или же выщипывая бороду. Но разве это так уж важно?

Некоторые знатоки Слова Божиего полагают, что на деле назарей не сделал ни того, ни другого, но лишь оставил достаточный простор для сомнения, сводя на нет однозначную строгость какого бы то ни было приговора из возможных.
Tags: рассказки
Subscribe

  • любимая музыка

    Мысль подал avva, только у него было про книги. Расскажите про малоизвестную музыку, которую вы очень любите. Жанр не имеет значения -…

  • Drang nach Ohrwürmern

    Прекрасный термин "ушной червь" придумали в Германии больше ста лет назад. Впрочем, последние лет сорок им охотно пользуются и в англоязычном мире. А…

  • помоги иностранцу переводом. можно безденежным.

    Переведите на порусский моё любимое цитато из Пратчетта, очень вам пожалуйста: It was funny how people were people everywhere you went, even if the…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments