?

Log in

No account? Create an account
Назарей синим пламенем (Филлимор) - Наместник Карлсона На Земле
December 31st, 2007
04:59 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Назарей синим пламенем (Филлимор)
Загадочное исчезновение рабби Давида Иуды Арье-Лейба Коена (известного также как "Раввин-Назарей" или "Назарей Ерусалимскый") в канун праздника кущей ни в коей мере не прояснилось с его появлением. Напротив, его появление, при иных обстоятельствах вполне обыденное и неприметное, лишь добавило масла раздора в огонь сомнения.

Об этой странной истории трубили газеты, о ней спорили богословы, из-за неё ссорились державы.
Исследовав вопрос, после сухого выпаривания мы остаёмся наедине с фактами.
День начался с прибытия к раввину католической делегации. Встреча была оговорена несколькими месяцами раньше, и многие видели в ней начало нового периода в отношениях между раввинским иудаизмом и римско-католической церковью. Во главе делегации стоял кардинал Анджело Джузеппе Ронкалли, Патриарх Венеции. Прелата отличали учёность и искушённость, раввина - учёность и аскетизм.
Сперва назарей принял священников в библиотеке мецената Кроля за масличной горой. Речь его текла плавно и непринуждённо, слушал же он внимательно и скромно, без тени покровительственного снобизма. Говорили преимущественно о теософии абрагамической экумены.
Раввин пригласил делегацию отобедать: помимо строгих правил кашрута, он соблюдал и необычное для иудея вегетарианство, а потому ничего не ел за пределами собственного дома.
Примерно в полчаса от пополудни к библиотеке Кроля подъехал небольшой автобус. Оживлённо переговариваясь, гости заняли места. Последним здание покинули прелат и назарей. Уже подходя к автобусу, рабби посмотрел вниз и рассмеялся. Вслде за ним вежливо рассмеялся и собеседник, ибо на ногах у раввина красовались уютные домашние тапочки. Добродушно похохатывая, раввин жестом попросил привратника не запирать дверей, вошёл обратно и, как уже было сказано, исчез.
Выждав столько времени, сколько нужно, чтобы сперва испытать интерес, а потом начать волноваться, делегаты обшарили библиотеку, вызвали полицию, словом, подняли приличествующий ситуации переполох. Назарея, разумеется, не нашли (в противном случае история не называлась бы исчезновением).
То есть нашли, конечно, но не там и не тогда, а через два часа у себя дома. Приехав расспросить домочадцев назарея, полицейские обнаружили его самого за десертом.
На все вопросы он отвечал подробно, благодушно и совершенно невразумительно - как на тот момент, так и впоследствии.
Так, пояснил, что вышел из библиотеки и отправился домой обедать. В ответ на дальнейшие недоумённые возгласы мягко, терпеливо улыбался и переводил тему.
Тут следует пояснить, что парадный вход в библиотеку Кроля не является ни единственным входом, ни даже единственным выходом из неё. C трёх сторон здание окружено древним кладбищем Масличной горы. На кладбище ведут две двери: одна с заднего крыльца, другая - из библиотечного кабинета. На момент исчезновения иерусалимского назарея ни одна из этих дверей не была заперта.
Разумеется, кое-кто осмелился предположить, что раввин попросту вышел одной из этих дверей. К чести делегатов будь сказано, им такая кощунственная мысль и в голову не пришла, ибо следование через кладбище для коена совершенно недопустимо, каковой запрет подробно толкуется в книгах Левит и Иезеккиила.
Пресс-секретарь Ватикана предположил двумя неделями позже, что речь идёт о чуде. Его предположение было отвергнуто на корню просвещёнными иудейскими кругами и вызвало бурю негодования.
И действительно: на что рассчитывал Ватикан, подсовывая иудеям такую коварную ересь, как чудо, подаренное праведнику без малейшей на то необходимости?
В ответ два радикальных раввина заявили прессе, что католические священники по обыкновению врут и что назарей, как обычно, покинул библиотеку через парадный вход. К счастью, и сами раввины, и напечатавшая их высказывания газетёнка общались со своей аудиторией исключительно на венгерском диалекте идиша, так что этой линии скандала удалось избежать.
Признаемся честно, мы с удовольствием утаили бы некоторые дополнительные детали от уважаемого нами читателя, однако долг перед истиной велит нам продолжать повествование.
От широкой общественности не укрылся ещё один нюанс: покуда делегаты терпеливо поджидали рабби у входа, из библиотеки вышел закутанный в чёрное человек. На нём был раввинский кафтан и широкополая чёрная шляпа, а лицо закрывало шерстяное кашне, так что не было видно ничего, кроме длинной седой бороды, совсем такой же, как у назарея. Человек этот вообще напоминал рабби Давида Коена - и фигурой, и походкой, и даже одеждой - так что прелат собрался было окликнуть его, но вовремя увидел, как тот выщипывает на ходу волоски из бороды. Разумеется, назарей не мог позволить себе ничего подобного, ибо любое удаление волосяного покрова является для него грубым нарушением запрета книги Чисел. Даже само предположение такой возможности было чревато оскорблением, так что мудрый кардинал воздержался и голоса не подал. Прождав вместо этого ещё некоторое время, он, как вы помните, отправился сотоварищи на поиски назарея.
В дальнейшем священники вспомнили странного незнакомца и подробно описали его полиции, подозревая, что тот мог иметь отноешние к исчезновению раввина.
Оскорбительную бестактность, так осмотрительно избегнутую венецианским патриархом, позволил себе другой кардинал.
Джузеппе Сири, архиепископ генуэзский, заявил без малейшего смущения, что выщипывание волосков из бороды не может являться неопровержимым свидетельством того, что перед нами не назарей.
Эта бескомпромиссная позиция обострила и без того непростые отношения раввината и Ватикана. Пошёл даже слух о возможном объявлении персонами нон-грата двух высокопоставленных доминиканцев при особе нунция в Иерусалиме.
Кардинал Ронкалли постарался унять страсти. Он предложил считать своё свидетельство о выщипывании бороды ошибкой.
Возможно, такое решение устроило бы все задействованные стороны. А может, и не устроило бы. Об этом, так или иначе, мы уже не узнаем, поскольку 28 октября конклав избрал Анджело Джузеппе Ронкалли новым папой. Кардинал решил наречься Иоанном XIII. Надев тиару, он стал непогрешим, так что об ошибке долее не могло быть и речи.

Загадка раввина-назарея так и будоражила бы умы современности, не явись к нему на приём несколькими годами позже молодой, но уже известный раввин Исайя Брауде. Посетитель сразу взял быка за рога. Он поведал назарею, что некий муж из надела Данова венчал себе жену такою формулой: "Вот ты посвящена мне по закону Израилеву и Моисееву, и верно это, как верно то, что раввин-назарей Иерусалимский не ходит средь могил и не выщипывает бороды своей".
Дама, меж тем, бросила мужа через два месяца после свадьбы, но разводом не озаботилась, а лишь пустилась во все тяжкие. Он, Исайя Брауде, не посмел бы беспокоить такой мелочью Назарея, однако случилось, что блудная жена нагуляла младенца мужеска полу. И вот теперь ему, Исайе Брауде, неясно, возможествует ли признать условие изначального брака несбывшимся, а ребёнка, соответственно, зачатым безгрешно.
Едва услышав последние эти слова, Назарей Иерусалимский вскочил и выразил немедленную готовность хотя б и переселиться во кладбище, а также выщипать всю свою бороду, волосок за волоском, дабы упасти сына израилева ото скверны.
Засим история обрела достойное своё завершение.
Правда, так и не установлена личность того, первого младенца, которого назарей спасал от незаконнонорожденности. Также неочевидно, делал ли он это выйдя к могилам или же выщипывая бороду. Но разве это так уж важно?

Некоторые знатоки Слова Божиего полагают, что на деле назарей не сделал ни того, ни другого, но лишь оставил достаточный простор для сомнения, сводя на нет однозначную строгость какого бы то ни было приговора из возможных.

Current Music: Назарей ты его разбуди
Tags:

(8 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:volya
Date:January 1st, 2008 06:49 am (UTC)

гонишь

(Link)
и делаешь это хорошо.
:)
[User Picture]
From:dr_ups
Date:January 1st, 2008 04:32 pm (UTC)

Кто тебе это рассказал?

(Link)
реальные факты? или ошибка? ;)
[User Picture]
From:elcour
Date:January 1st, 2008 08:54 pm (UTC)
(Link)
Нет. :))
[User Picture]
From:chingizid
Date:January 2nd, 2008 06:01 pm (UTC)
(Link)
о, класс.
совершенно неожиданный поворот темы :)
[User Picture]
From:elcour
Date:January 2nd, 2008 07:09 pm (UTC)
(Link)
Сначала там было длиннее.
Потому что назарею нельзя не только стричься, но и пить вина. Я придумал сперва под библиотекой винный погреб, а всю историю поместил в канун пасхальных торжеств, когда нельзя есть и даже в доме держать чего непресного али квасного.
Там в конце всё в здании вымерили и пришли к выводу, что назарей мог выбраться на крышу, пересечь её по диагонали, спуститься над тем углом кладбища, где были только первичные захоронения, в тот край погреба, где вино уже превратилось в уксус, и так выйти наружу. А понадобилось ему это затем, чтобы проследить за крысой, тащущей куда-то кусок булки непресной и квасной. Поведать же об этом урби эт орби раввин не возжелал, ибо выявленная им крысиная траектория противоречила признанному талмудическому мнению...
Перечитал я это всё и постиг, что от лукавого.
Ибо такую загадку можно решать только богословски, но не детективно. Не то слямз получиться может, Вс-благий н-с уп-си.

С новым еврейским счастьем!
[User Picture]
From:chingizid
Date:January 2nd, 2008 07:18 pm (UTC)
(Link)
богословский детектив - прекрасный жанр, я считаю.
[User Picture]
From:elcour
Date:January 2nd, 2008 07:43 pm (UTC)
(Link)
Каюсь, я в своё время начал серию таких.

Главный герой, рабби Тодрос А-Леви, расследовал детективные загадки библейского текста. Правда, не обошлось без жульничества: периодически ему бывали наития.
[User Picture]
From:amigofriend
Date:February 20th, 2008 04:19 am (UTC)
(Link)
Прикинь, да - только сейчас прочитал. Очень богословски и детективно!

Только я на минутку предположил, что это Хоттабыч был :)
Но это на меня мой вариант с Джимом дурно подействовал.

Есть ещё одна задумка, но похоже не успеваю (а ты ещё про заказку спрашиваешь...)
Powered by LiveJournal.com