Наместник Карлсона На Земле (elcour) wrote,
Наместник Карлсона На Земле
elcour

Category:
  • Mood:
  • Music:

за выживание

Я давно обещал кое-кому написать пост о том, что мне нравится в иудейских моделях и верованиях. Инкорпорирую-ка я это дело в пост о выживании.
Потому что это - одна из вещей, которые мне нравятся в иудаизме: иудейский подход к жизни, разные его культурные, религиозные и социальные стороны способствуют выживанию своего носителя.
В западном обществе об этом свойстве иудаизма и иудеев нередко было принято отзываться пренебрежительно как об "удобной религии обывателя". Что ж, положим, так оно и есть. Но что же в этом плохого? Ведь мы всю жизнь прилагаем усилия к тому, чтобы нам было удобно. Зачем же отступать от этого, едва речь заходит о религии? К чему вам, друзья мои, так упорно цепляться за греко-римско-византийскую идею о том, что страдания очищают и облагораживают и что праведнику должно быть плохо? Вот, не угодно ль примерить старую еврейскую мудрость: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Нет, не угодно? Что ж, дело ваше. Мне когда-то Жызнегид изумительную сказку про это написал, кстати. Но ежели кому кажется, что всё полезное должно быть дерьмого вкуса, так и на здоровьечко, конечно.

Вообще иудаизм как племенная религия отличается очень приземлённым, варварским, утилитарным подходом - и это, к слову, нравится мне само по себе. То есть конечно, без мистики и гностики не обошлось и у нас, особливо в средневековье, но эти мистические учения не являются неотъемлемой частью парадигматичного иудаизма, как убедительно показывают Гершом Шолем, Мордехай Либерман, Марк Шапиро, Нил Гилман и другие заслуживающие внимания исследователи. Даже такие мистические штуки, как смерть, секс, святость, отношения человека и Бога в иудаизме - не говоря уже о деньгах или политике - несут очень формальный, утилитарный характер. В духе знаменитого тристан-изольдовского: "И они подобрали его и похоронили его, ибо больше с ним ничего нельзя было сделать".
Вообще, если бы можно было выделить какую-то центральную идею иудаизма, она сводилась бы к "как сделать мир - т.е. нас самих и всё вокруг - лучше, функциональнее, эффективнее, более соответствующим тому, что мы определяем как хорошее, под что подстраиваем свои задачи".

Виды выживают по-разному. Знаете, например, отчего котята такие хорошенькие? Нет, не знаете? А вот я вам скажу как раз:
когда-то новорожденных котят было принято топить. Из всего помёта оставляли только самых хорошеньких. Ни средневековые крестьяне, ни тем более средневековые котята не знали, естественно, что принимают участие в элементарной внутривидовой селекции - или, как теперь модно говорить, имбридинге. Survival of the cutest как оно есть в чистом виде.

А ещё норвежцы, например. Любите Норвегию? Я вот очень люблю. Помню, в первое своё посещение этой страны восхитился вежливостью, даже некоторой застенчивостью, её обитателей. А потом встретил одного норвежца (таперича профессора на Фарерских о-вах, не хутсобатчи; и зовут его Один, заметьте), который мне популярно объяснил, отчего да почему так. Норвежцы всегда были здоровенные, как тролли, и нраву были довольно свирепого. Поэтому выжили только те, которые умели себя вести.

У евреев это немножко по-другому происходило.
Во-первых, они издревле были лишены автономии. Приходилось вертеться. Соответственно, иудейский рациональный подход учит вертеться. Это уже неплохо. Лишённым государства евреям приходилось воленс-ноленс в разные времена и в разных краях становиться гениями государственности. Тут и торговые навыки оказались очень кстати, межпроч.
Во-вторых, в центре иудейских практик стоит стремление к познанию - это мне уже само по себе любо. Уже Талмуд (а это стремление - результат талмудической раввинской парадигмы, главным образом) высказывается в том смысле, что учёный байстрюк заслуживает большего почёта, нежели неуч-первосвященник, ну и т.д.

В разные времена контроль (а это - ультимативная человеческая валюта, см. прежние посты - например, вот этот) лучше всего обеспечивают разные ценности. С течением времени контроль эффективно обеспечивался разными вещами: грубой физической силой, ценными материальными ресурсами, политическим влиянием, информацией...
На передовые позиции неавтономным племенным иудеям было хрен выйти. В пищевой цепочке они стояли не очень высоко. Особой любви тоже не снискали (как-нибудь напишу отдельным постом, почему; если вкратце - евреев не любили за ослиное упрямство, некоторую истеричность, неготовность отказаться от племенного образа жизни и за племенной же снобизм). Краеугольное место, отводимое учению в жизни иудеев, нечасто обеспечивало им какой-то особый контроль, но зато очень помогало выжить.

Привычками этнической группы отчасти формируются и её возможности. Человек правых взглядов склонен объяснять это наследственностью и генотипом, а левых - средой и фенотипом, однако само явление широко известно. Недаром люди зловредные обращают наше внимание на то, что именно негры лидируют, как правило, в беге, а белые - в стрельбе (в Сев. Америке за такие наблюдения расстреливают из пудрениц). Иудею привычно учиться - оттого ли, что он сызмальства окружён людьми, ценящими учение чуть не превыше всего, оттого ли, что его предки занимались тем же самым тысячелетиями... (Кстати, можно бы проверить версии генотип versus фенотип на примерах монахов, которые обеспечивали учёную среду, однако не размножались.)

Если статистика об исключительных еврейских достижениях в области разных наук не врёт (мне почему-то кажется, что врёт), то она могла бы объясняться этим обстоятельством.
Врочем, речь не о том, а о том, что мне нравится в иудаизме.
Кто-то, может, заметит, что всё это - и приземлённый, варварский подход, и рационализация, и подчёркивание роли учения - нравятся мне именно потому, что так меня растили и воспитывали. Очень может быть. Я ж не спорю. Доморощенные Фрейды могут спать спокойно. Я знаю, что мне по нраву, а уж отчего да почему - им видней.

ЗЫ А ещё я обещал написать, что мне нравится в Щербакове. Там всё немного сложней, но напишу обязательно.
Tags: мысли вуслухъ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments