?

Log in

No account? Create an account
Трагедия и Катастрофа. исправленному верить - Наместник Карлсона На Земле
April 27th, 2006
06:51 am
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Трагедия и Катастрофа. исправленному верить
Если бы он сейчас убил Мартина, даже в такой развязке все равно отсутствовал бы элемент классической трагедии. Он оказался бы в невообразимом положении Гамлета, убивающего дядю кремовыми тортами
Г. Каттнер, "Механическое Эго"


Умный человек когда-то сказал мне: "Отличие трагедии от комедии в том, что герои трагедии - всегда самые лучшие, самые высокие люди, в отличие от худших людей - героев комедий".
Признаюсь, за молодостью лет и недосыпом я сперва не оценил этих слов по достоинству.
Ну, то есть Умберто Эко мы все читали, которая из частей "Поэтики" отравлена, представляем. Не лаптем щи хлябаем. Остаётся увязать всё воедино.
Трагедия сакральна. Комедия профанна.
Хохот может быть в лучшем (худшем) случае гомерическим; трагедия будет Гомеровой.
И вот с этим самым сакральным... ого-го с этим сакральным!.. казалось бы, что он гекубе, что ему гекуба - но какие, чёрт возьми, страсти!

Герои комедий - повседневные, будничные, такие, как мы. Неважно, каково социальное положение комического героя, род занятий, нищий он или король, подл или благороден - комедия тем и комедия, что обращает его к нам гротескными, будничными сторонами (в гротеске мы видим будничность оттого, что привыкли каждодневно видеть гротеск в самих себе; люди без чувства юмора, люди, не умеющие смеяться над собой, не увидят ничего смешного и в комедии).

Осознание как комического, так и трагичного требует осознанного отчуждения. Но если чувство комического есть отчуждение от абсурдной ситуации в привычных условиях, то чувство трагедии - суть отчуждение от "объекта" (героя), вознесённого обстоятельствами на пьедестал недостижимой для простого смертного высоты.

Восприятие трагедии тоже работает, межпроч, в обе стороны - и очдаж исправно;
Отчего, думаете, жертвы Холокоста называются у нас "קדושי השואה" (дословн. "святыми жертвами Катастрофы")? Откуда, по-вашему, взялась концепция святого мученичества в христианстве?
Когда трагедия нарушает масштабы и пропорции нашего воображения, когда она слишком несоизмерима для нас с чем бы то ни было повседневным, обыденным, путь к осознанию происшедшего требует сакрализации, возведения до ранга иерофании. Пути обратно, посказывает нам наше естество, нет или быть не должно.
Почему, думаете, такая куча народу поставала на дыбы, когда итальянский режиссёр Роберто Бенини с десяток лет тому решил поставить комедию про Холокост? Каких только собак на бедолагу не вешали! Антисемитизм, кричали одни, неуважение к погибшим, поддакивали другие. На самом деле все они имели в виду святотатство - т.е. воспроизведение трагедии как повседневного, такого, которое словно бы может и не быть священным.

Вот, скажем, схима. Суровая жизнь отшельника-старца. Её святость - в лишениях.
Отнимите у отшельника страдания, представьте, что он рубит со своей жизни неимоверный кайф - и вы получили первостатейного хиппи. Комического героя.

Домашнее Задание:
Задумайтесь всерьёз о схиме.

Current Mood: те же и муза
Current Music: Я лежала в объятьях Морфея
Tags: ,

(20 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:scottishkot
Date:April 27th, 2006 11:29 am (UTC)
(Link)
Ну, Бенини, может, и первый в кино, но точно не первый в литературе. Ромен Гари, "Пляска Чингис-Хайма" - та же посылка на том же материале. Кабаре "Шварце шикса" и т. д. Да, еще памфлеты Бруно Ясенского вспомнить не помешает в этом случае: та же десакрализация.
[User Picture]
From:elcour
Date:April 27th, 2006 12:56 pm (UTC)
(Link)
Думаю, он и в кино не первый. Просто пример относительно свежий.
[User Picture]
From:tetushka
Date:April 27th, 2006 01:48 pm (UTC)
(Link)
Это ж надо, мне как раз сон снился. будто некий гость засиживается у монахов допоздна и сообщает, что спит он только в гробу. Монахи не могут отпустить человека домой ночю через горы, они вынуждены, страдя при этом ужасно, вынуть из гроба мощи своего святого, чтоб этот тип спал.

Если бы гость дал знать о своей потребности хотя бы на пару часов раньше, монахи добыли бы ему пустой гроб без труда. И так он поступает регулярно – не по умыслу, а по небрежности и легкомыслию.
[User Picture]
From:elcour
Date:April 27th, 2006 02:43 pm (UTC)
(Link)
В эпоху Тан на горе Нанчуань жил знаменитый праведник Пуюаньчаньси, которого по имени горы прозвали Наньчуань (в японском прочтении - Нансэн). Однажды, когда монахи обители косили траву, в мирном храмовом саду невесть откуда появился крошечный котёнок. Удивлённые монахи долго гонялись за пушистым зверьком и в конце концов поймали его. Разгорелся спор между послушниками Восточной и Западной келий — и те и другие хотели взять котенка к себе. Увидев это, святой Нансэн схватил зверька и приставив ему к горлу серп, сказал: "Если кто-нибудь сумеет разъяснить смысл этого жеста, котенок останется жить". Монахи молчали, и тогда Нансэн отсёк котёнку голову. Вечером в обитель вернулся Дзёсю, старший из учеников мудреца. Старец рассказал ему, как было дело, и спросил его мнение. Дзёсю тут же скинул одну сандалию, возложил её на голову и вышел вон. Тогда Нансэн горестно воскликнул: "Ах, почему тебя не было здесь днем! Котёнок остался бы жив"!

Хэкиганроку, "Нансэн убивает кошку"
[User Picture]
From:_scorp
Date:April 27th, 2006 05:51 pm (UTC)

for those who did not read mishima

(Link)
"зарезав котенка, святой Нансэн отсек наваждение себялюбия, уничтожил источник суетных чувств и суетных дум", а Дзёсю, "возложив на голову столь грязный и низменный предмет, как обувь, безграничной самоотречённостью этого акта указал истинный путь Бодхисаттвы"
[User Picture]
From:elcour
Date:April 27th, 2006 07:18 pm (UTC)

Re: for those who did not read mishima

(Link)
Однако ж, Нансэн вставил Дзёсю преконкретнейший пистон!
[User Picture]
From:vvz
Date:April 27th, 2006 02:05 pm (UTC)

Занудствие

(Link)
Рав, ты несколько (ненамного) ошибаешься со схимой, ты уж извини.

Схима - это не отшельничество, точнее не обязательно отшельничество. Схимонахи живут в монастырях, принимают у верующих исповеди, служат службы. Рясофорный монах сначала принимает малую схиму (которая включает обет целомудрия, нестяжательства и послушания), а затем великую схиму (греч. Μεγαλοσχήμος), включающую уже обет отречения от мира и всего мирского.
Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и не имеет права совершать литургию. Облачение схимонаха дополняется куколем и аналавом. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/20506

Сейчас существует в монастырях понятие "уйти в затвор", когда удаляются от общения, "совершают подвиги спасения в полном уединении". Ну и, разумеется, отшельники, хотя таковых, понятное дело, мало или они неизвестны :-)
[User Picture]
From:elcour
Date:April 27th, 2006 02:21 pm (UTC)

Re: Занудствие

(Link)
Прости, я, видимо, был невнятен.
В пример действительно привёл монаха-отшельника.
Но домашнее задание предложил как раз то, которое хотел. Если кто-то из читателей задумается хотя б и о малой схиме, это будет ему очень полезно.

И - в любом случае отдельное спасибо, я не знал, что схимонах-священник вправе священнодействовать.
[User Picture]
From:vvz
Date:April 27th, 2006 02:27 pm (UTC)

Re: Занудствие

(Link)
> Если кто-то из читателей задумается хотя б и о малой схиме, это будет ему очень полезно.

Да что "малой", просто о рясофорном послушании! :-)

Я понял, что ты об отшельниках говорил, просто термины немного перепутал. Я бы ещё больше напутал, говоря о ваших реалиях :-)
From:d0tcom
Date:April 27th, 2006 02:31 pm (UTC)

Вы оба издеваетесь!

(Link)
Я задумываюсь просто о жизни. Чем она отличается от вашего промысла? Я, кстати, пью.
[User Picture]
From:elcour
Date:April 27th, 2006 02:36 pm (UTC)

Re: Занудствие

(Link)
Почему я перепутал термины? Я действительно имел в виду схиму вообще, отшельника привёл как крайний (социо-культурно) пример схимы. [Как раз несколько месяцев назад читал любопытную статью о Кирилле (который Константин. Который брат Методия); он ведь тоже схимничал, хоть отшельником вовсе и не был.]

Нет, о рясофорном послушании - совершенно не та задача. Тоже полезно, полагаю, но там идея совсем другая. О послушании по-другому задумываются. :)

В наши края не собрались ещё?
[User Picture]
From:vvz
Date:April 27th, 2006 03:07 pm (UTC)

Re: Занудствие

(Link)
Эли, отшельник - не обязательно схимник. Два примера.

Прп. Досифей в 1740 году ушёл в пещеру, прославился своей прозорливостью, был навещён императрицей Елизаветой и только с её разрешения в 1744 был пострижен в рясофор. Кажется, никогда не был пострижен ни в малую, ни в большую схиму. (И вообще его житие - детектив ещё тот! надо бы подробное найти, тебя порадует)
Варлаам Чикойский, основатель скита в Забайкалье, основал его и построил церковь, будучи простолюдином Василием Надеждиным, сосланным в Сибирь за "бродяжничество". Более того, когда слава о его ските дошла до Читы, его снова арестовали за "бродяжничество" и только через какое-то время местный владыка уговорил его в 1829 принять монашество, а потом и священство - чтобы в ските могли служить все службы. Схимы не принял никогда.

Так что говорить, что отщельник - крайний (социо-культурно) пример схимы, на мой взгляд, неверно. Это два понятия, которые могут сочетаться, а могут и нет, ни одно из них не является степенью другого.
[User Picture]
From:elcour
Date:April 27th, 2006 03:37 pm (UTC)

Re: Занудствие

(Link)
Ну, вот теперь аз постиг, что совершенно косвенноязычен есмь.
Разумеется, я не имел в виду ни что всякий отшельник - схимник, ни - что всякий схимник отшельник.
Так, Миямото Мусаси был отшельником, но не схимником. А упомянутый выше Кирилл - схимником, но не отшельником.
Тем не менее, там, где отшельничество есть форма схимы, оно - более крайняя степень затвора как способа поиска святости, нежели иные (тьфу, леший, совсем коряво получилось; зато теперь, мабуть, яснее).
Спасибо, что не спускаешь. Только так я могу сохранить надежду когда-нибудь научиться изъясняться.

Найди, где грамотно пишут про протопопа Досифея, почитаю с удовольствием.
[User Picture]
From:vvz
Date:April 27th, 2006 03:48 pm (UTC)

Re: Занудствие

(Link)
Прп. - преподобный (то есть, святой из монахов), а не протопоп, извини, не расшифровал :-)
Буду искать
[User Picture]
From:vvz
Date:April 27th, 2006 04:34 pm (UTC)

Re: Занудствие

(Link)
Канва событий отражена здесь
http://www.kitaevo.kiev.ua/history6.htm
http://www.kiev-orthodox.org/kievorth/kmon/832/
http://days.ru/Images/im575.htm

Правда, не совсем понимаю, как по портрету старика смогли опознать младшую сестру, пропавшую в далёком прошлом, но я ж сказал - детектив :-) Зато теперь в разных житиях св. Серафима регулярно появляются скобочки "старец Досифей (старица Досифея)".
[User Picture]
From:vvz
Date:April 27th, 2006 03:07 pm (UTC)

Re: Занудствие

(Link)
Нет, в ваши края не собрались. Сам знаешь - не можем :-((
А вы к нам?
[User Picture]
From:elcour
Date:April 27th, 2006 03:38 pm (UTC)

Re: Занудствие

(Link)
Ну, наши края - это и Буффало.
(Могу через реку на каяке переправить.)

Мы к вам пока никак, но уже очень хотим. :)
[User Picture]
From:vvz
Date:April 27th, 2006 03:48 pm (UTC)

Re: Занудствие

(Link)
Мы тоже хотим, но тоже пока никак :-)
[User Picture]
From:vvz
Date:April 27th, 2006 06:49 pm (UTC)

Offtop

(Link)
Здесь у китаиста проблемы с арамейским: http://groovy-merchant.livejournal.com/3927.html
Неужто канадский раввин не поможет? :-)
From:natsla
Date:April 28th, 2006 10:11 pm (UTC)
(Link)
Задумалась.
Powered by LiveJournal.com