?

Log in

No account? Create an account
Здгавствуйте, детишки! Я пгишёл пгодать вам подаrки! - Наместник Карлсона На Земле
February 27th, 2006
10:18 am
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Здгавствуйте, детишки! Я пгишёл пгодать вам подаrки!
Вот тут автор с горечью рассказывает о девушке, которая забрала обувь, отдаваемую даром в одном комьюнити, а через час продавала в другом.
Одни в комментах сочувствуют, другие вопрошают, отчего он так переживает.
Отвечу и тем, и другим.
Подозреваю, здесь имеет место быть типичное недоразумение, проистекающее из разной оценки общепринятости культурных норм. Совсем как некогда с подзамочными записями.
Отдавая что-то даром, рассчитываешь на маленький, но вечный, как писал классик, процент благодарности. Когда подаренное перепродают, чувствуешь себя обделённым. "Я дарил тебе сапоги, чтобы твоим ногам тепло было, а не чтоб у тебя сто рублей на перчатки появились"! Легитимно. Этот подход имеет по меньшей мере право на существование. Что часто приводит тех, кто его придерживается, к предположению априорного понимания (и разделения) оного принципа окружающими.
А вот - хрен. Многие такого взгляда не придерживаются. К подаркам, особенно от малознакомых людей, многие относятся безлично, утилитарно. И используют их, соответственно, наиболее прагматично-эффективным для себя образом, например, продают.
Вот когда те поймут этих и наоборот - тут-то и наступит землетрясение в Нурланде! А пока что нечёткие моменты стоит оговаривать.
Вот в Ниагарском сообществе отдающих даром так и написано: "мы предлагаем вещи только тем, кто не собирается их продавать, потому что продажа наших подарков нам неприятна".

Current Music: Требуйте долива после выражения собственных мыслей!
Tags:

(13 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:nihao_62
Date:February 27th, 2006 03:28 pm (UTC)
(Link)
А мне было б всё равно. Может, человеку есть не на что?

В ЖЖ частенько продают что-нибудь рублей за 200 - 500.

Я когда объявления такие читаю - грустно мне очень.
[User Picture]
From:elcour
Date:February 27th, 2006 03:31 pm (UTC)
(Link)
Мне тоже было б всё равно.
Но я понимаю и тех, кому не.
[User Picture]
From:flaass
Date:February 27th, 2006 03:38 pm (UTC)
(Link)
Еще есть такая суфийская притча, как Ходжа Насреддин просил у богача денег взаймы. "Я тебе дам, но зачем тебе столько?" - "Куплю слона." - "Какая глупость! почему бы тебе не пустить их в оборот?" - "Я прошу у тебя денег, а не совета."
From:d0tcom
Date:February 27th, 2006 04:30 pm (UTC)

неправда Ваша!

(Link)
богач возмутился, когда Нассредин не захотел пустить слона в оборот!
[User Picture]
From:reb_moyshe
Date:February 27th, 2006 04:30 pm (UTC)
(Link)
Если ко мне приходит шнорер и просит на бесприданницу или ешиву. Я - дам, но имею право на отчет о каждой копейке... И если что - к барьеру - к бейс-дину.
Если на кладбище дам пятерку нищему - он может ею подкурить и я не вправе дать ему по морде, поскольку не оговаривались условия дачи цдаки. В то же время вполне легитимно обидеться и больше ему не давать, или дать этому огласку, чтобы и другим неповадно было.
Так что Полностью согласен. Мне понятен подход обоих сторон.
[User Picture]
From:old_radist
Date:February 27th, 2006 05:19 pm (UTC)
(Link)
В свое время где-то читал занятную статью со сравнением французской и русской аристократии применительно к теме.
Типа первые продавали перстни королев и кардиналов а ля три мушкетера, а в России такое было невозможно.
[User Picture]
From:avva
Date:February 27th, 2006 05:27 pm (UTC)
(Link)
Не согласен с твоим анализом. Это разные вещи: не хотеть, чтобы твои подарки использовали "не так" вообще (передаривали, продавали), и не хотеть, чтобы их получали не те люди, которым ты их хочешь дать. Возможно такое отношение: у меня есть ненужные сапоги, и я хочу, чтобы их получил человек, которому нужны сапоги, а не человек, который их перепродаст за деньги. При этом, если их получит человек, которому нужны сапоги, поносит, а через месяц решит, что они ему все же не нравятся, и отдаст/продаст кому-то, меня это совершенно не будет заботить.
[User Picture]
From:elcour
Date:February 27th, 2006 05:40 pm (UTC)
(Link)
Если бы я прочёл твой коммент без первого предложения, то решил бы, что ты со мной во всём согласен.
С чем именно ты несогласен? С тем, что дело в недоразумении и нестыковке отношения к правилам дарения? С тем, что оба взгляда легитимны?
Как мне понялось, ты просто предлагаешь собственный взгляд на это дело: тебе принципиально, чтобы подарком рапорядились поначалу так, как тебе этого хотелось, а как им перераспорядятся потом - уже не так принципиально. По-прежнему не вижу между нами разногласий. :)
[User Picture]
From:avva
Date:February 27th, 2006 06:39 pm (UTC)
(Link)
Случай 1: я подарил что-то кому-то, а он не сохранил это благоговейно, а выбросил, передарил или даже продал.
Случай 2: я предложил отдать бесплатно вещь, которая мне не нужна, в сообществе, предназначенном для того, чтобы сводить вместе тех, у кого есть вещи, которые им не нужны, и тех, кому нужны такие вещи. Но получатель брал у меня вещь только чтобы перепродать.

В обоих случаях есть нарушение моих ожиданий, но между ними есть важные различия. Например, то, что во втором случае "никто не заставлял", в отличие от первого, где получатель моего подарка мог быть в нем не заинтересован, но отказаться не позволяла вежливость, манеры итд. Во втором случае заранее, хоть и неявно, известны "условия", и человек специально и сознательно их нарушил, представившись не тем, кем он является. В первом такого не было. [тут есть дополнительный момент: различить между a) на самом деле в идее сообщества отдам_даром никакого такого морального кодекса нет, и отличие моральных принципов получателя и меня только в нашем отношении к сообществу; и б) есть, и отличие в том, что он знает о моих ожиданиях и сознательно их нарушает, неявно меня обманывая, а я считаю это неэтичным. Я думаю, что а) неверно, а б) верно].

Ты прав в том, что в обоих случаях дело в том, что я "наивно" не учитываю чужих моральных принципов, но неправ в том, что второй случай по сути дела то же самое, что и первый. Можно иметь очень разную реакцию на эти два случая.
[User Picture]
From:elcour
Date:February 27th, 2006 07:18 pm (UTC)
(Link)
Ты прав в том, что второй случай не то же самое, что первый, но неправ в том, что я не вижу между ними разницы. Я лишь не стал акцентировать внимание на этой разнице, поскольку знаю немало людей, для которых она и впрямь не существует, а в данном случае она была (так мне показалось) непринципиальна.
Впрочем, если для большинства она всё-таки существует, возможно, и впрямь стоило её подчеркнуть. :)
[User Picture]
From:evr
Date:February 27th, 2006 08:09 pm (UTC)
(Link)
Она большая и я согласна с Аввой.
[User Picture]
From:avva
Date:February 28th, 2006 11:19 am (UTC)
(Link)
Договорились :)
[User Picture]
From:dunkelnacht
Date:February 27th, 2006 07:07 pm (UTC)
(Link)
Aga. GPL.
Powered by LiveJournal.com