Наместник Карлсона На Земле (elcour) wrote,
Наместник Карлсона На Земле
elcour

Category:

об отношении ортодоксальных иудеев и иудаизма к неевреям (тезисы)

Вчера запустил пробный шар. Результат предсказуем. shaulreznik заявил: чего ты, мол, хочешь, так ведь и сказано.

С месяц назад я послал нескольким ЖЖ-юзерам подборку законов (начиная, в основном, с Талмуда и до современной hалахи), касающихся взаимоотношений с неевреями. Кому интересно, свяжитесь -могу поделиться материалом.
В нескольких случаях мой документ повлёк дальнейшую полемику. Привожу текст собственного письма доброму моему знакомому, NN, который, по всей видимости, разделяет мнение Шауля, но не хочет так уж сразу признаваться в расизме (как я пишу ниже, позиция Шауля мне понятнее - см. п. 6).
Итак:

1) Мы живем в западном мире. Для меня это аксиома – по крайней мере, до тех пор, пока ее никто не оспорил. Мы пользуемся его благами, его богатствами, его технологиями, которым еще никто не выдумал альтернативу. Он нас кормит и охраняет. В рамках его мы свободны быть тем, чем хотим – в том числе, и религиозными евреями. Насколько мне известно, мы хотим и дальше жить в этом мире. Не так ли?
2) Западный мир не только раздает конфеты. Он органично построен на принципах личной свободы и непримирим к тем, кто их отрицает. Самое главное, он действительно не может функционировать иначе. В нем такие вещи, как равенство – да, равенство, сколько бы над ним не смеялись – в правах, перед законом, перед властью и ее аппаратом – в том числе, равенство этносов и рас – основополагающая ценность, в нем немыслима дискриминация по религиозному принципу, в нем гарантирована свобода слова, в нем решения принимаются демократическим путем, законы – тоже, самое главное – именно отсюда и прирастает его богатство. Много раз разные умники пытались создать богатое общество на иных принципах, «зажав» свободу – результаты налицо, они плачевны. Я родился на обочине западного мира, где попытались именно так и поступить. Я знаю, к чему приводит попытка построить функционирующее общество Нового времени на, по сути, религиозных началах, без аксиомы свободы, в моем случае – на коммунистических началах. До 1984 года это общество с трудом дожило...
3) Западное общество научило нас «аксиоме богатства»: великому принципу не вмешиваться в чужие дела. Каждый человек может делать все, что хочет, и никто не вправе давать ему указания или мешать – пока он не переступает очень конкретные границы, по существу, не начинает мешать другим делать то же самое. Собственно, именно этому принципу, а не любви к нам, евреям, мы и обязаны нашими свободами. Они вовсе не являются само собой разумеющимися! Просто Запад решил, что религиозные дела граждан его не занимают, а расовая дискриминация – в том числе, и активный антисемитизм – запрещены законом. Объем власти коллектива над индивидуумом, плотность власти в этом мире относительно малы, во всяком случае, гораздо меньше, чем где-либо и когда-либо в истории, и имеет тенденцию уменьшаться. Именно таким образом двигается вперед западное общество, создается его неимоверное богатство, которым мы пользуемся. Ни о каком вмешательстве в чужие сакральные дела там не может быть и речи; происхождение, цвет кожи, древность рода там нерелевантны. Более того, общество приняло эффективные законы против дискриминации на этой почве. Такая дискриминация разрушительна для свободного общества, пагубна для его производительной деятельности.
4) Мы, евреи, живем сегодня исключительно в западном мире (см. данные де Пергола), пользуемся его благами. Вместе с тем, мы создали и продолжаем по сей день цепляться за правовую аксиоматику, находящуюся в полном противоречии с его принципами. Это, прежде всего, некрасиво. Нужно либо порвать с западным миром, его правилами игры, законами, неблагочестивым богатством, либо принять их вместе с его нормами.
5) Но это еще не все. Эта двойная игра не только некрасива, но и чревата бедой. Неужели кто-то всерьез думает, что Запад позволит долго себя дурачить, рассматривая Израиль и-или ортодоксальное еврейство как часть себя? Терпимость Запада велика, это – его замечательное достоинство, а не глупость и не слабость, но она имеет свои пределы. Кроме того, шило всегда само вылезает из мешка. Посмотрите, как мы выглядим сегодня в мире! Какое общество мы, совместно с Овадией Йосефом, строим! Задумайтесь – не начало ли это нашего изгнания из западного рая?
6) Собственно, в том, что я говорю, нет ничего особенно нового. Наши харедимные коллеги открыто идут – и ведут – к отрыву от Запада. Они ненавидят и презирают его нормы и, самое главное, готовы заплатить по счетам – то есть согласиться на гораздо более низкий уровень жизни, бросить автомобиль и пересесть на ослика. Возможность жить по принципам, перечисленным в пересланном вам тексте “Gentiles”, им дороже и важнее западного благосостояния и западных свобод. Их я хотя бы понимаю. Но где же в этом уравнении мы с Вами?
7) Мы сидим на двух суках и одновременно рубим оба. Если бы у нас хоть были иллюзии! Но нет! Мы прекрасно знаем, что нет западного prosperity без западных свобод, либерализма, равенства, невмешательства, плюрализма, мы жаждем этого prosperity – и рубим сук либерализма. Если он сломается – мы наверняка утратим prosperity, но вполне вероятно – еще и собственную шкуру, ибо в нелиберальном мире есть хищники посильнее нас. С другой стороны, принимая, хотя отчасти, западные правила игры, пользуясь западным преуспеянием, мы с неизбежностью выкорчевываем еврейский сук, основанный на совсем иных, нежели западные, принципах – смотри все тот же текст. В настоящем западном государстве, если оно когда-нибудь будет здесь создано, этому тексту делать нечего. Вместе двум этим началам не ужиться – где же мы с Вами, в таком случае, находимся? Неужели мы лемминги-самоубийцы? Неужели мы не видим непосредственной угрозы одновременно и нашей еврейской традиции, и нашему западному образу жизни?
8) Вот, к примеру, Ваш друг, выдающийся юрист, профессор XYZ. Он прекрасно знает, что в профессиональном мире он живет по иным, нежели еврейские, вполне западным законам, что иначе невозможно вести дела. Я общался с многими другими крупными религиозными юристами, в том числе, судьями – у них та же проблема. Некоторые из них тяжко из-за нее страдают, некоторые – вовсе нет. Однако ни у кого из них нет и сомнения в том, что, когда доходит до дела – у нас нет выбора, мы рядим-судим плюс-минус как в Англии или в Америке. Теоретики прибегают к головокружительным выкрутасам, чтобы доказать, что еврейское право, в конце концов, ничем от западного не отличается, что гоя ни в коем случае – в итоге – нельзя обидеть или дискриминировать. Допустим на секунду, что это у них получается. Но тогда зачем сохранять его, еврейское право? Не проще ли сказать, что у нас магнит попритягательней («Гамлет») – то есть что мы давно проживаем в ином, западном мире-праве, а еврейское для нас лишь фольклорные декорации? Разве это не моральнее? И потом: в таком случае мы хотя бы станем настоящей оппозицией харедимному миру с его откровенным расизмом, с его нетерпимостью. А то сегодня мы его нерешительные идеологические союзники – без того, чтобы его реальные позиции (слом западной жизни и реальный переход на еврейское право) были для нас приемлемыми.
9) Если же мы все-таки дорожим еврейским правом не только как памятью о прошлом, но и как рецептом на будущее, объясните мне одну вещь. Как может любой кодекс – неважно, практический, полупрактический или чисто этический – сохранить параграф об אישה יפת תאר? Разрешение изнасиловать женщину (между прочим, даже замужнюю)! Я знаю, что в реальном мире суд часто усматривает в том или ином деле так называемые «смягчающие обстоятельства»; быть может, война является таким обстоятельством в деле об изнасиловании – хотя я в этом не уверен - но как можно учить и воспитывать людей в таком духе? Как можно дозволять – как делают многие галахические книги последних 600-700 лет – бить жену и детей «в воспитательных целях», обсуждая на многих страницах «разрешенные границы наказания» - то есть когда, сколько и с какой силой бить? Замечу, к тому же, напоследок, что последнее – вовсе не теория, а практическая галаха. И с этим морально-правовым набором мы надеемся выжить на Западе? В самом деле?
Tags: дискуссии, евр., проповеди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 130 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →