?

Log in

No account? Create an account
о помощи - Наместник Карлсона На Земле
May 18th, 2005
10:06 am
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
о помощи
Часть записи вынесена из коммента к посту Дигэ.

Действительно, практически всё, что вменяемый человек делает осознанно и преднамеренно, он делает для себя. Да, альтруизм - тоже форма эгоизма в широком понимании слова, т.е. заботы о том, как сделать себе хорошо.
Ничего постыдного в этом нет. Мы очень нужны себе, наши интересы представляют для нас большущий интерес, а наше мнение - огромную ценность, ведь без него мы бы ничего не воспринимали, не знали, не думали и не могли.
Для выполнения заповеди помощи ближнему, как и заповеди "плодитесь и размножайтесь", нужны двое: тот, кому помощь нужна и тот, кто способен её оказать. Они вместе занимаются общим делом оказания помощи нуждающемуся в ней. Соответственно, оба "заслуживают уважения" в равной степени.
У этого незападного подхода много следствий, картину несложно дорисовать.
Так, отказаться принять нужную помощь - столь же недостойно, сколь и отказаться её оказывать (это, как и паскудную мелочность человеческой природы, прекрасно понимали наши прадеды, распорядившиеся, чтобы каждый входящий в синагогу засовывал руку в кружку с пожертвованиями - так, чтобы никто не знал, кто берёт деньги, а кто кладёт).

И, разумеется, всё это мы делаем для себя, любимых - для кого же ещё?

Current Mood: платите и размножайтесь
Tags: ,

(16 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:chingizid
Date:May 18th, 2005 02:16 pm (UTC)
(Link)
офигительно мудрый принцип.
мне его всю жизнь не хватало, чтобы спокойно и с достоинством брать, когда дают - мука мученическая всегда была с этим.
спасибо. пойду посажу сей принцип в свой огород, на растущей луне все-таки, чай приживется.
[User Picture]
From:elcour
Date:May 18th, 2005 03:00 pm (UTC)

девятого числа лунного месяца ияра 5765 г. от с.м.

(Link)
И правильно, и пусть приживётся.
В современном западном мире так упорно учат детей давать, что брать они потом учатся всю жизнь.
Некоторых, правда, учат как раз брать - да так, что давать они уже никогда не наумеются.
[User Picture]
From:chingizid
Date:May 18th, 2005 03:03 pm (UTC)

Re: девятого числа лунного месяца ияра 5765 г. от с.м.

(Link)
ага,
меня усиленно учили давать,
а потом давали по башке, за то, что все из дома утащено и роздано :)

сперва - навязать идею, а потом заставить за нее страдать и бороться - идеальный метод перекосить ребенку башку.
[User Picture]
From:elcour
Date:May 18th, 2005 03:01 pm (UTC)

девятого числа лунного месяца ияра 5765 г. от с.м.

(Link)
Забыл добавить, что сегодня - двадцать четвёртый день снопа.
Я сам считал, прилюдно.
Честное слово.
[User Picture]
From:moebiuscat
Date:May 18th, 2005 03:10 pm (UTC)
(Link)
То, что ты написал в первом абзаце, практически теми же словами написал Хайнлайн в "Stranger in a strrande land" (конечно, не он первый). Эта мысль мне еще тогда запомнилась. Так оно и есть на самом деле...
[User Picture]
From:sasmok
Date:May 18th, 2005 03:13 pm (UTC)
(Link)
да, согласна полностью, хоть и не так просто было когда то научиться принимать помощь.
удивительное совпедение : в одном из мною любимых клубов (я там правда только джаз слушаю) намечается на днях конференция на тему : Egoïsme/altruisme: les clés d'une société durable?
[User Picture]
From:nagunak
Date:May 18th, 2005 03:22 pm (UTC)
(Link)
Не согласен. Упрощаете
[User Picture]
From:elcour
Date:May 18th, 2005 03:28 pm (UTC)
(Link)
Хотите развить мысль?
[User Picture]
From:karachee
Date:May 19th, 2005 06:52 am (UTC)
(Link)
Ничего постыдного в этом нет.

Проблема в том, что на место здорового эгоизма в головы пришел "антиальтруизм". Не помогают из принципиальных соображений и считают, что тем помогают. И наоборот "антиэгоизм". Помогают всем и вся заради того, что так надо самим.
[User Picture]
From:pofy
Date:May 19th, 2005 07:05 am (UTC)
(Link)
В принципе все верно. Действительно, по большей части - все для себя. Но это "для себя" бывает разное. Одно - это помогать, потому что если пройдешь мимо, будешь чувствовать себя равнодушной сволочью, и тебе от этого будет плохо. Или наоборот, чтобы почувствовать себя добрым, могущественным, Оказывающим Помощь - ай да я! Это нормальные механизмы вполне, работают они на благо. Но все-таки бывает и такое, что человек помогает не чтобы другому не было плохо, а чтобы другому было хорошо, потому что так должно быть. И чаще всего не рефлексирует по этому поводу совсем. Почувствуйте разницу.
[User Picture]
From:elcour
Date:May 19th, 2005 03:21 pm (UTC)
(Link)
Но это "для себя" бывает разное
Несомненно.
Сравни: один человек смеётся, узнав, как ловко кто-то выпутался из неприятной истории, другой - над изящным каламбуром, третий - наблюдая задницу, садящуюся в торт.
Кто из них смеётся более искренне? Кто из них смеётся более для себя? (предположим, вокруг никого нет) :-))
Верно, у людей разные идеалы, разный баланс всяких там суперэгов с эгами-идами, разные моральные нормы и, соответственно, представления о том, как должнО или дОлжно... Но стремимся мы именно к достижению собственных целей, как бы они не формировались до того.

Казалось бы, то, что я говорю, не просто очевидно, но банально до немогу, словно хохма, с которой не едут в Одессу.
[User Picture]
From:pofy
Date:May 21st, 2005 09:28 am (UTC)
(Link)
Не так уж банально. Хотя бы потому, что не все ведь про это задумываются. А кроме того, любая банальность, которую прочувствуешь не головой, а что-у-нас-есть-еще-там, становится свежей, как ландыш в мае.
[User Picture]
From:ann_shapiro
Date:May 20th, 2005 08:02 am (UTC)
(Link)
конечно, оно так. осталось воинствующим альтруистам признаться себе в том же (в том смысле, что перестать ожидать жертвенности от окружающих). и наступит всеобщий мир и взаимопонимание.

а еще: дают-бери, а бьют-беги! это меня папа еще учил

[User Picture]
From:prince_garri
Date:May 21st, 2005 01:33 pm (UTC)
(Link)
А как насчет того, когда помощь оказывается не для удовлетворения собственной, пусть даже и самой высшей, в нравственном смысле, потребности своего "Я", а по другой причине?
Поясню. Существует поговорка - от добра добра не ищут. Это значит, что оказание помощи из-за потребности удовлетворения собственного "Я", может не оправдать надежд ответного добра этого самого оказывающего помощь "Я". Пример:
Я попросил Вас одолжить мне денег сославшись на плохое здоровье старушки-матери, для которой необходимо купить лекарство. Вы, руководствуясь здравым принципом, ясным сознанием, гуманизмом, тронутый моими слезами - даете мне деньги, при этом умиляясь свершающемуся доброму делу. Вы уже представляете меня бегущего за лекарством и несущего его матери, исцеление доброй старушки (не без вашей помощи), отдающего меня через оговоренный срок деньги со словами благодарности. Вы совершили добро и ждете добра.
Но вышло по другому. Я обманул Вас и ничего не вернул, да еще и цинично посмеялся. Удовлетворено ли в этом случае Ваше "Я"? Получается, что Вы делали "добро", руководствуясь хорошим принципом для удовлетворения себя, а вышло все наоборот. Случай, конечно, забудется, но неприятный осадок останется.

Истинный добрый поступок может быть совершен человеком, который не ждет взаимности со стороны того, к кому был применим его добрый поступок. А раз нету ожидания взаимности, какое тут для себя? А при слове альтруист, мне представляется Афоня-слесарь, из одноименного фильма.
[User Picture]
From:elcour
Date:May 22nd, 2005 10:05 am (UTC)
(Link)
А раз нету ожидания взаимности, какое тут для себя?
Для себя тут очевидное: в такой ситуации человек либо полагает (оставим в стороне метафизический вопрос о том, справедливы ли его предположения), что становится лучше, либо - что ему каким-то образом становится от этого лучше. Что, по большому счёту, суть одно и то ж.
[User Picture]
From:prince_garri
Date:May 22nd, 2005 02:22 pm (UTC)
(Link)
Пожалуй, Вы правы.

Во всем виноват метафизический вопрос.:-)
Powered by LiveJournal.com