?

Log in

No account? Create an account
заздравное - Наместник Карлсона На Земле
April 13th, 2005
06:34 am
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
заздравное
Когда я предложил своим взрослым ученицам (средний возраст в этом классе - 55) рассказать о моральных проблемах, связанных с эвтаназией, накидали с полдюжины примеров, не почесавшись. Именно моральных - отвлечённо от существующих законов и правил.
Когда предложил им повторить фокус с вопросом о пересадке органов, уточнив, что донор уже мёртв, никто вообще ничего не придумал.
Вот вам простой пример: Сидору срочна нужна печень, причём не абы какая, а особенная - таких одна на миллиард. Без неё Сидор загнётся в одночасье. Именно такую нам оставил скоропостижно скапустившийся Иван. Казалось бы, самое логичное, что тока могет быть - вынь из Ивана да проинсталлируй Сидору.
Одна закавыка: Иван настоятельно завещал его печёнку не трогать. Да и родственники его против.
Очевидно, что в такой ситуации скажет действующее законодательство. Я не спрашиваю, каким бы вы хотели видеть закон в этом случае, но скажите: вы тоже не видите здесь моральной дилеммы?

Upd: Выношу из своего ответа на коммент:
Любопытно, что мнения моих учениц поделились почти пополам касательно решения.
Но при этом как одни, так и другие считали (во всяком случае, поначалу), что никакой дилеммы здесь нет.

Tags:

(94 comments | Leave a comment)

Comments
 
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:malpa
Date:April 13th, 2005 10:43 am (UTC)
(Link)
Моральная дилемма имеется, только ответ все равно "нельзя, раз Иван не дал".
[User Picture]
From:bleys
Date:April 13th, 2005 10:47 am (UTC)
(Link)
Дык ведь тушка-то не его. Нет Ивана - нет его права собственности, нет? С родственниками мало-мало другой вопрос, конечно.
[User Picture]
From:bleys
Date:April 13th, 2005 10:46 am (UTC)
(Link)
Не вижу, рэбе, не вижу (правда, как обычно, говорить могу только за свои будущие останки) - так они никому даром не нужны, а так, может, пользу какую принесут. И не голодающим червячкам, а существу человеческому. Моральные проблемы того, что, возможно, таким образом жизнь продлят убивцу и насильнику, всё одно достаются доктору или кому там ещё, а не "дарителю печени"
[User Picture]
From:fkruk
Date:April 13th, 2005 10:47 am (UTC)
(Link)
Чем это отличается от:
Сидор помирает от истощения. У сытого Ивана есть кусок хлеба, который он не хочет отдавать Сидору.
?
[User Picture]
From:malpa
Date:April 13th, 2005 10:52 am (UTC)
(Link)
То есть, отобрать кусок силой, раз делиться не хочет?
[User Picture]
From:colobosya
Date:April 13th, 2005 10:54 am (UTC)
(Link)
Никакой дилеммы не вижу, честное слово. Червякам все равно, есть Ивана с печенкой или без.
[User Picture]
From:elcour
Date:April 13th, 2005 11:13 am (UTC)
(Link)
Хм.
Тогда пойдём чуть дальше: сторожу в морге нужен хороший материал для свистка, а костяшки ивановых пальцев - ну, словно созданы для этого дела, лучше просто не придумаешь!
Не отрезать ли у кадавра палец-другой на свистки? Червякам, как Вы справедливо заметили, всё равно, есть Ивана с пальцами или без.
Эрго, здесь тоже нет моральной проблемы?
[User Picture]
From:ivan_da_marya
Date:April 13th, 2005 10:59 am (UTC)
(Link)
Дилемма есть, конечно, но разрешимая, ибо жизнь человека в миллион раз важнее, чем какие-то дурацкие заморочки по поводу целостности уже дохлого организма.
[User Picture]
From:elcour
Date:April 13th, 2005 11:06 am (UTC)
(Link)
Конечно, разрешимая. Любопытно, что мнения моих учениц поделились почти пополам касательно решения.
Но при этом как одни, так и другие считали (во всяком случае, поначалу), что никакой дилеммы здесь нет.

Пожалуй, внесу это в основной пост апдейтом.
[User Picture]
From:stas
Date:April 13th, 2005 11:27 am (UTC)
(Link)
А что, кстати, скажет законодательство? Мне совершенно не очевидно. Тут есть конфликт между правом собственности и спасением жизни. Но может ли мартвец владеть собственностью - ешё вопрос. Вот если родственники - живые - против, тогда проблема серьёзнее. А права мертвеца, в общем-то, не очень нас должны волновать.
[User Picture]
From:elcour
Date:April 13th, 2005 11:41 am (UTC)
(Link)
Нас волнуют права мертвеца, пока он ещё живой. :)

Насколько мне известно, ни в каком действующем законодательстве не разрешается брать органы без предварительного разрешения донора или его семьи.
[User Picture]
From:cheshire_pig
Date:April 13th, 2005 11:46 am (UTC)
(Link)
Дилемма, конечно же, есть. Просто, видимо, уважение к последней воле умершего не есть сильная сторона учениц.
[User Picture]
From:elcour
Date:April 13th, 2005 12:02 pm (UTC)
(Link)
Половины учениц?
У второй половины, следуя Вашей логике, слабой стороной оказывается ценность человеческой жизни. :)
[User Picture]
From:jentl
Date:April 13th, 2005 11:58 am (UTC)
(Link)
Для меня диллема есть, но решение я выношу в пользу Ивана и его родственников.
[User Picture]
From:cheshire_pig
Date:April 13th, 2005 12:01 pm (UTC)
(Link)
Решение неочевидно. Рав пусть выскажется квалифицированно, но мне видится, что принцип "пикуах нефеш" тут должен возобладать над уважением к правам душеприказчиков и последней волей.
[User Picture]
From:prince_garri
Date:April 13th, 2005 12:36 pm (UTC)
(Link)
Главная потребность человеческая - поступать как ему хочется, а не так, как это было бы логично. Что мне до Сидора, если Иван помер? Здесь не моральная дилема, здесь трагизм факта. Мне так кажется.
[User Picture]
From:elcour
Date:April 13th, 2005 02:30 pm (UTC)
(Link)
Здесь не моральная дилема
А как насчёт вопроса о том, брать печёнку для Сидора или не брать?
[User Picture]
From:austerlitz
Date:April 13th, 2005 12:58 pm (UTC)
(Link)
Почему дилеммы может не быть: Иван мёртв, и важно сохранить жизнь Сидора. Ценность жизни априорно выше ценности целостной сохранности тела умершего человека.
Почему дилемма есть: Воля умершего Ивана может иметь большое значение. Суть дилеммы в том, больше ли это значение значения сохранности жизни Сидора. Очевидно, что ни для Сидора, ни для родственников Ивана в общем случае проблемы с выбором нет -- у каждой стороны наверняка очень четкое мнение на этот счет.

В общем приближении моральнее сохранить жизнь человеку (эрго, дилеммы нет). Но это ведь не нашу печень делят, и раз Иван настоятельно завещал печенку не трогать, то для него это наверняка имело большое значение, да и для родни евойной тоже. Следовательно, дилемма очевидна.
Исполнение воли покойного -- это же не для его, а для нашего блага, в конце концов.

В задачке не спрашивается, как эту дилемму решать.
[User Picture]
From:sovok
Date:April 13th, 2005 01:04 pm (UTC)
(Link)
моральной дилеммы никакой нет
есть практическая проблема утихомиривания родственников
[User Picture]
From:elcour
Date:April 13th, 2005 02:31 pm (UTC)
(Link)
Чьих родственников - Ивана или Сидора?
[User Picture]
From:flaass
Date:April 13th, 2005 01:34 pm (UTC)
(Link)
Нужно: 1) спасти Сидора; 2) не поставив под сомнение институт последней воли человека (мы все хотим, чтобы общество считалось с нашей волей даже после нашей смерти).
Решение очевидно: спереть печенку Ивана тайком. Удастся ли это - вопрос уже чисто практический. Ну, а если поймают - все шишки на меня, естественно; тут ничего не поделаешь. Но в такой неоднозначной ситуации, может, и выкручусь :)


[User Picture]
From:elcour
Date:April 13th, 2005 02:37 pm (UTC)
(Link)
Решение очевидно: спереть печенку Ивана тайком.
Это хорошее решение, если ты - сторож в морге.
А если законодатель, которому нужно принять или не принять закон? В статью ведь не впишешь - "надлежит спереть тайком".
[User Picture]
From:leeuwin
Date:April 13th, 2005 01:40 pm (UTC)

По теме, по не совсем.

(Link)
В Голландии донор, давший согласие на пересадку своих органов в результате несчастного случая, носит спициятельный значок. Типа "группа крови на рукаве". Такие значки, если верить СМИ, носит чуть ли не каждый третий голландец. И що би ви себе думали? А ни хрена это не помогает! Пока после смерти донора найдут его завещание, пока убедятся, что все там составлено верно и он действительно дал согласие на трансплантацию своих органов, пока выяснят, что родственники не против (а то бывают и против, несмотря на завещание и тогда облом), пока то да сё, короче, его органы уже непригодны к пересадке. Оппаньки. Поздно.
Так что идея хорошая, но столько волокиты, что пересадить-то толком, несмотря на такое огромное количество согласных доноров, ничего не успевают...
[User Picture]
From:stas
Date:April 13th, 2005 02:38 pm (UTC)

Re: По теме, по не совсем.

(Link)
ПМСМ, в Израиле это правильно сделано:
http://www.livejournal.com/users/elcour/331028.html?thread=4576020#t4576020
[User Picture]
From:adler_sasha
Date:April 13th, 2005 02:04 pm (UTC)
(Link)
Дилемма здесь довольно сложная, ты прав.
[User Picture]
From:yucca
Date:April 13th, 2005 04:16 pm (UTC)
(Link)
Это не моральная дилемма, а правовая. Каждый человек имеет неоспоримое право распоряжаться своим телом, в том числе судьбой этого тела после смерти. Запретив использовать его, Иван совершает глубоко аморальный поступок, но никто не имеет права помешать ему совершить этот поступок.
Моральная дилемма возникает, впрочем, если Иван твердо верит, что его тело без печенки в рай не попадет, скажем. Такой жертвы требовать мы не вправе.
Powered by LiveJournal.com