?

Log in

No account? Create an account
За деньги - Наместник Карлсона На Земле
February 21st, 2005
12:32 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
За деньги
Единоразово появилось сколько-то нежданного времени.
Вчера хотел написать, откуда всю жизнь брал деньги. Ещё про хасидские тиши хотел написать ("хасидские тиши" - то ещё масло масляное, как еврейский раввин заверяю) и про свою войну со "стражами скромности" в Меа Шеарим. Сейчас напишу за деньги, остальное как-нибудь приложится.
Еврейский Дед-Мороз, как известно, вваливается в дом и говорит "Здгавствуйте, детишки, я пгишёл пгодать вам подагки".
Вот так я и рос - рассчётливым и меркантильным ребёнком с изощрёнными еврейскими мозгами.
Впервые я придумал, как делать деньги, в пять лет. Когда все дети играли во дворе, нужно было поглядыть на дверь подъезда и ждать кого-нибудь с авоськой. Дождавшись, нужно было подойти и попросить купить буханку столового (ну, или молоко, кефир, что надо, словом) для старухи с третьего этажа (убей, не помню, как её звали), у которой болели ноги и котороё было тяжело ходить в магазин. За каждую доставку продуктов из булочной та платила мне три копейки, за гастроном - пять. Гораздо позже, услышав анекдот про "двадцать старушек - рубль", я понял, что он мне не чужд.
Потом к старушке стали приходить тимуровцы, с ними я, понятно, конкурировать не мог.
В шесть лет уже сам бодренько закупал продухт для разных пенсионеров и просто занятых людей, проявляя чудеса изворотливости и умудряясь стоять одновременно в двух очередях. Очереди - это отдельная песня. К восьми годам я знал об очередях больше, чем любой инвалид Великой Отечественной. И проходил куда угодно вне очереди так аккуратно, что никто и носа не подтачивал (мне пришло в голову, что поступать так не очень хорошо, только в Израиле, годам к двадцати).
Потом можно было покупать марки, особливо же - монеты - на одесских толчках, а сбагривать их на московских по очередному отъезду. Процентов 20-30 безболезненного навару было обеспечено, благо к двенадцатилетнему пацану менты не цеплялись.
На Рижском взморье я подбил старшего приятеля открыть пункт приёма стеклотары. Под обыкновенным пляжным зонтиком ставилась свистнутая из настоящего пункта табличка, пустые ящики нам дали под залог в молочном, за бутылку из-под пива "Сенчу" или юрмальского тоника мы платили на две копейки меньше, чем потом получали при сдаче. Бутылке возили на ул. Турайдас в обыкновенной сумке-каталке. Пляжники очень быстро привыкли к нашему бойкому "Папа скоро вернётся", сопровождавшему звяканье монеток. Хрычи, кормившиеся сбором бутылок, нас не любили и пытались шугать, спасибо, пляжники отстояли.
В Израиле спекуляции назывались бизнесом и законом не преследовались. Ну, почти не преследовались. Если глупостей не делать.
Недавно запощенная Аввой ссылка на историю с бананами напомнила, как я торговал кока-колой. Помните, как еврей яму копает? "Давайте людей - вырою".
Ешиботники, верите ли, охочи до плясок. Об этом тоже как-нибудь.
И в Пурим попляшут, и на свадьбах грязью в лицо не ударят. А уж в неделю Праздника Кущей, когда веселиться сам Бог велел, так и вовсе дым столбом-коромыслом. В большихъ ешиботахъ ерусалимскихъ народ всю ночь напролёт коленца выкидывает. От этого им, соответственно, пить хочется. Этот спрос рождает естественное предложение: у ворот "Атерет Исраэль", "Хеврона" и других ешив с вечера сидят мальчишки и продают банки лимонада из переносных холодильных лотков. Самого дешёвого, заметим, лимонада.
Я, значится, скупиться не стал. Кутить - так кутить, купил полторы тысячи банок кока-колы (62 агоры за банку, доставка бесплатная). Арендовал лотки, нанял двух пацанов по восемь шекелей в час. Посадил пацанов у самой ограды (заплатил им лишних за три часа, чтоб уже засветло сидели), наказал тому, кто у выхода, продавать банку по три шекеля, другому - по два. Израильтяне в массе очень эмоциональны и экспрессивны. Увидев, что за какую-то паршивую банку колы с них запрашивают аж три шекеля, разгорячённые весельем ешиботники разражались длинными тирадами: "Ах, ты, ворюга! За банку колы ты, блин, трояк хочешь? А больше ты, душегуб, ничего не хочешь? Хозяин тебе наказал так продавать? Кусок идиота твой хозяин! Хрен у него кто чего купит"! И немедленно, увидев ту же кока-колу, но в полтора раза дешевле, считали своим наипервейшим долгом купить её там, громко комментируя всё происходящее.
Дальнейшее развитие было непредусмотренным: к полуночи вокруг второго мальчика собралась такая толпень страждущих, что три шекеля уже не воспринимались как бессовестная и непомерная плата за возможность выпить колы прямо тут, и первый мальчик тоже продал порядка сотни банок...
Ещё много чего всякого было. А уж потом, когда все поверили, что я взрослый и солидный - и подавно. Просто пост и без того длинный получается. Как-нибудь продолжу.
Пока - собственно, идея: великому комбинатору известно, как известно, дофига относительно честных способов делать деньги на ровном месте. Я сызмальства отучился воспринимать заработок как функцию своей работы. Деньги делаешь по мере необходимости. А работаешь потому, что работу любишь.

Current Mood: Устают не от любимого
Current Music: дела, а от бесцельного шатания по коридорам.
Tags:

(37 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:bormor
Date:February 21st, 2005 06:11 pm (UTC)
(Link)
Умный ты. Завидую.
[User Picture]
From:elcour
Date:February 21st, 2005 06:16 pm (UTC)
(Link)
Ну, умный я буду в другом посте. В этом посте я хитропопый.

ЗЫ А что именно имел в виду Галесник, когда просил тебя оформить мне подписку?
Как это делается? Это больно или дорого? Иными словами, не больно ли оно дорого? И если нет, то что даёт такая подписка?
From:(Anonymous)
Date:February 21st, 2005 09:27 pm (UTC)
(Link)
"Потом можно было покупать марки, особливо же - монеты - на одесских толчках, а сбагривать их на московских по очередному отъезду."

Так вот у кого я покупал марки на Рижском рынке... :)

"Дальнейшее развитие было непредусмотренным: к полуночи вокруг второго мальчика собралась такая толпень страждущих, что три шекеля уже не воспринимались как бессовестная и непомерная плата за возможность выпить колы прямо тут"

Нда... К утру за связку соломы давали 80 луидоров, но достать ее было невозможно. А д'Артаньян благоразумно припас для себя 4 связки...

Юра aka Юрист.
[User Picture]
From:elcour
Date:February 21st, 2005 10:31 pm (UTC)
(Link)
Это другая история: о том, как вечером накануне Великой Осанны 5751 года от с.м. я скупил все ивовые ветки в Баит ва Гане, даже у тех, кто драл по 20 агорот за ветку, и стал продавать по полтиннику.
Ну, не ехать же покупателю за нессчатные два шекеля в Меа Шеарим или Маттерсдорф! Платили, как миленькие.
Продавцы кусали локти.
[User Picture]
From:lafinur
Date:February 21st, 2005 09:35 pm (UTC)
(Link)
Вариант с двумя лотками кока-колы - классика жанра. Используется повсеместно. Если бы Вы тогда еще на втором лотке написали табличку "промоция" или "ликвидация 50%", то охватили бы фактически весь спектр.
[User Picture]
From:elcour
Date:February 21st, 2005 10:24 pm (UTC)
(Link)
Верно.
Но тогда на первого злились бы меньше (ну, что поделать, нет у него сегодня промоции) - следовательно, меньше покупали бы у второго.
Приятной неожиданностью стало то, что так много купили у первого.
[User Picture]
From:lafinur
Date:February 21st, 2005 10:27 pm (UTC)
(Link)
Те, что покупали у первого, почувствовали себя premium, тут ведь дело не в товаре, а в его доступности/недоступности для масс. Второй был лавкой, а первый бутиком (условно говоря). :)))))

Насчет психологического момента - согласна. Это дало тем, кто "обнаружил" вторую лавку ощущение личного открытия и личной победы. Ни с чем не сравнимое, особенно в сочетании с экономией.
From:ly0lik
Date:February 22nd, 2005 07:45 am (UTC)

(Link)
>Я сызмальства отучился воспринимать заработок как функцию
>своей работы. Деньги делаешь по мере необходимости.
>А работаешь потому, что работу любишь.


Преклоняюсь. И завидую. По хорошему завидую
[User Picture]
From:elcour
Date:February 22nd, 2005 11:07 am (UTC)

(Link)
Деньгам или любимой работе? :)
From:ly0lik
Date:February 22nd, 2005 11:10 pm (UTC)

Завидую твоему отношению к самому себе и жизни:

(Link)
ты кажется, из тех, кто знает, чего он хочет:-) Зарабатывать деньги по приколу, а жить по кайфу — это действительно классно!
[User Picture]
From:redeyes_ru
Date:February 22nd, 2005 08:17 am (UTC)
(Link)
:о)))) Прелестно. (с)

Подростком я подобным же образом торговал японской электроникой с использованием чеков Внешпосылторга. Много позже (перебирая чужие уголовные дела) я до конца осознал, КАК я рисковал...
[User Picture]
From:elcour
Date:February 22nd, 2005 11:15 am (UTC)
(Link)
В доперестроечное время?
Да, с чеками простому люду шуток лучше было не шутить.
Зато негибкость советской системы обеспечивала равнозначную негибкость ума среднестатистического обывателя. Его не надо было обманывать: в общении с ним всегда можно было элегантно и деликатно заработать несколько околотрудовых копеек.
[User Picture]
From:redeyes_ru
Date:February 22nd, 2005 11:29 am (UTC)
(Link)
1. Ага. :о) А в перестроечное время Берёзки очень быстро перепрофилировали на торговлю нормальной валютой, а потом, с приходом ларёчной культуры (о, Амаретто ди Саронно! yeah!) и корейских (а затем и всех остальных) фирменных девайсов, они успешно позакрывались.

2. Кстати, если подходить формально, как раз по Закону мне ничего не грозило - чеки не являлись валютой де-юре. Но, конечно, прояснять этот вопрос очень не хотелось.

3. Ну, на фоне полулегального рынка жилья (с совершенно легальными объявлениями в Вечёрке) рынок аудиовидео явно мерк по объёмам. Этим я и пользовался. А покупатели мои как правило были сибиряки - с огромными деньжищами. Даже не знаю, с чем это сравнить... сейчас такие состояния имеются разве что начиная с совета директоров сети гипермаркетов. Другой вопрос, что рынок был замкнут - и они были принципиально неконвертируемы ни во что существенное.
Всё-таки товарищ Сталин великий человек. :о)

4. Любая Система недостаточно гибка. В той же Канаде при желании можно найти не меньше дырок. :о) А уж про сущность обывателя - см. напр. О.Генри... :о))) Прямым текстом, всё.
[User Picture]
From:chana_yana
Date:January 25th, 2006 10:37 pm (UTC)
(Link)
Не важно, что через год прочитанно, очень-очень познавательно.
Кстати, а про тиши и войны с Мэа Шеарим Вы потом написали?
[User Picture]
From:elcour
Date:January 26th, 2006 12:08 am (UTC)
(Link)
Пока нет.
Но как-нибудь соберусь.
Powered by LiveJournal.com