?

Log in

No account? Create an account
Факт №20. Как я поступал в раввинат. - Наместник Карлсона На Земле
January 18th, 2005
08:26 am
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Факт №20. Как я поступал в раввинат.
эта история была обещана evr

Это было в начале 90-х, когда работа инспектора кашрута в раввинате ещё считалась блатной и престижной, а сам я был молоденьким щеночком-студиозусом. В Израиле, как известно, можно добиться чего угодно безо всякого блата - нужно только иметь связи. Собственно, даже и связи-то не обязательны - довольно знать Правильных Людей. И только нам, голодранским шалопаям, приходилось изголяться на хитровыдумки.
Сначала нужно было сдать экзамен и попасть в базу данных раввината, получив лицензию инспектора. Потом раввинат подыскивал инспектору (на иврите эта должность называется машгиах кашрут, вот до "машгиаха" и сократим) работу в каком-нибудь ресторане, кафе, зале торжеств - словом, там, где готовили/подавали еду и нуждались в услугах раввината. При этом как бы само собой подразумевалось, что уже на экзамен попадают Люди, Которые Знают Правильных Людей, поэтому экзамен относился к разряду полуустных необременительных.
О ту пору я готовился к предрукоположительному экзамену, причём как раз по вопросам кашрута. Материал знал как следует, поэтому раввинатского теста для машгиахов вовсе не пужался. Мне б на него попасть было...
Изо дня в день я приходил в раввинат, как на работу(рабботу? раввотту?) и нудил: "Ну, дяяяденька, нууу допустиите к экзааамену". Ссылался на всякие правила и положения, как существующие, так и липовые, упирал на рабоче-крестьянскую кастовую принадлежность и заклинал Именами Великих Мира Сего, о которых даже самый безблатный израильтянин мог запросто, фамильярно эдак прочитать в обыкновенной газете. Словом, заебал, что твой Маугли, секретарей и младший командный состав до той кондиции, когда мне было легче дать, чем послать. Точнее, когда показалось проще завалить на экзамене, чем не допустить к нему.
Экзаменовал меня рав К. Вопросы он задавал так: открывал Шулхан Арух где-нибудь, цитировал строчки две-три, потом предлагал восстановить тему, начав с изложения талмудических источников и доведя до финиша пересказом совеременных мнений. Словом, немыслимый экзамен для машгиаха, но вполне реальный для толкового кандидата в рававины, если поднапрячься. Корка была в том, что всё, о чём он спрашивал, о ту пору я знал наизусть, от зубов отскакивало. Поэтому впечатлить рава К. оказалось не так уж и сложно. Дальше он сказал, что мне надо пройти ещё несколько экзаменов. И началось. Меня пустили по кругу от одного проверяющего к другому, причём не как гетеру, но как дрессированную обезьяну, которой готовы отмерить и хлеба - дала бы зрелищ. И всех прикалывало. Так бы и прошло шито-крыто, но чёрт дёрнул меня уже на втором экзамене, я сдавал его двум очень уважаемым раввинам, оговориться в некоторой выкладке спора и поменять случайно спорящих мудрецов местами (т.е. приписав им мнения друг друга). И ничего страшного не было, я только собрался, не переводя дыхания, поправиться, как увидел, что оба экзаменатора дружно энергично закивали, а один из них парой скупых слов подтвердил суть спора наизнанку.
"Они же ни хуя не знают"! - догадался Штирлиц. И кинул ещё пару увесистых пробных булыжников. Тот же эффект. С этого момента настал прорыв. Меня гоняли по кабинетам, где мы с экзаменаторами оттягивались за счёт друг друга. Классическое положение "WIN-WIN", если вдуматься. Бендера несло, несло и несло. Окрылённый многими знаниями слушателей, я выворачивал наизнанку законы, придумывал правила, книги и комментаторов. По счастью, хватило ума сделать перерыв, когда попал к раву Адлеру, духовному отцу иерусалимского раввината. Рав Адлер был учён и проницателен, знал много гитик и, попробуй я хохмить, смешал бы меня с пеплом красной коровы и размазал по стенке. Зато после того, как уже он подтвердил, что я секу фишку, я мог измываться над прочими в полной безнаказанности.
На всякий случай уточню: законы галахи, в отличие от научного марксизма, нельзя истолковать как угодно, приписывая произвольное мнение любому комментатору. У галахи есть вполне чёткая структура; европеец, потрудившийся ознакомиться с этой системой, мог бы не без оснований счесть её варварской, но вряд ли отказал бы ей в осмысленности. Это я к тому, что согласиться с моими изложениями мог только неуч.
"Звёзды Сад-ад-Забих, - говорил Ходжа скучным голосом, - Противостоят созвездию Водолея"...
- Однако согласно книге "Вкус Жемчужин", - тянул я занудливо, - если печень жарится на вертеле ниже мяса, сие не отражается на кошерности мяса совсем по иной причине...
И маленькие глазки посреди круглого лица взирали на меня с благоволением, рав С. с достоинством кивал: разумеется, он же читал эту книгу, не я же, в конце концов, её выдумал!
После седьмого(!) экзамена система сдалась: Вовочкин дедушка достал всех. Меня зарегистрировали машгиахом, уведомив при этом, что работы нет и не предвидится.
Ну, остальное было детской игрой: задрав хвост, я выписывал восьмёрки по городу, бегая от одного ресторана к другому и спрашивая, не уходит ли их машгиах, не нужен ли им второй на продлённые часы, не открывается ли где-нибудь по соседству другой кошерный ресторан. Задача сводилась к тому, чтобы узнать о спросе прежде раввината и затребовать место раньше, чем его отдадут правильному машгиаху. Через полтора месяца я нашёл новооткрывшуюся чайную комнату и стал полноценным сотрудником раввината. А через пять лет заведовал в раввинате отделом - и не абы каким, но Мер и Весов Вин и Спиртных Напитков. Потому что мне по-прежнему было легче дать, чем послать.
А ещё через пару лет ушёл, но это уже совсем другая история...

Current Mood: peacefulpeaceful
Current Music: Мудрый собрат обнаруживает незнакомство с учением ибн-Баджжа
Tags: ,

(63 comments | Leave a comment)

Comments
 
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
From:natsla
Date:January 18th, 2005 01:31 pm (UTC)
(Link)
Историю эту я не знала, но тебе действительно было легче дать, чем послать :)
[User Picture]
From:elcour
Date:January 18th, 2005 01:53 pm (UTC)

(Link)
Слова не мальчика, но девочки!
[User Picture]
From:freez
Date:January 18th, 2005 01:35 pm (UTC)
(Link)
Очень интересно. С нетерпением жду продолжения.
[User Picture]
From:vasilisa
Date:January 18th, 2005 01:41 pm (UTC)
(Link)
роскошная история:)
[User Picture]
From:pendelschwanz
Date:January 18th, 2005 01:55 pm (UTC)
(Link)
Да, такого Шехерезада Степанна не придумает.
Но они то (многомудрые раввины) получали свои звания тем же образом!
Видимо в этом и есть специальное посвящение от скрытого Имама, без которого бы пришлось здавать экзамен не 7 а 77 раз.
[User Picture]
From:elcour
Date:January 18th, 2005 02:08 pm (UTC)
(Link)
Нет, не тем же.
Я ж говорю - обычный экзамен на машгиаха суть номинальное явление, я не слышал, чтобы кто-нибудь умудрился его завалить. Вопросы там задают примерно такие: "Если мясо сварили в молоке, уж не запрещено ли его кушать"? Ну, или что-то в этом роде.
Кроме того, экзамен один. И экзаменатор один.
Пришлось делать вид, что верю, будто такова обычная процедура. Ну, да и в накладе, как видите, не остался.
[User Picture]
From:manyam
Date:January 18th, 2005 02:16 pm (UTC)
(Link)
Говорят, даже супом кормили в том уже давно закрывшемся чайном заведении.
[User Picture]
From:elcour
Date:January 18th, 2005 02:34 pm (UTC)
(Link)
Отож.
И предостойнейшим!
[User Picture]
From:malenkayasmert
Date:January 18th, 2005 02:22 pm (UTC)
(Link)
Хорошая история.))))
[User Picture]
From:brekekekex
Date:January 18th, 2005 02:25 pm (UTC)

Плоть с молоком

(Link)
И что в той чайхане стали выкладывать рядом с кокосовым молоком? Или с плотью?
[User Picture]
From:elcour
Date:January 18th, 2005 02:35 pm (UTC)

Re: Плоть с молоком

(Link)
Помнишь историю моего диалога с равом Голдбергом касаемо миндального молока супротив молока женского?
[User Picture]
From:brekekekex
Date:January 18th, 2005 02:43 pm (UTC)

Кабак, кашрут, кладбище

(Link)
Помню, потому и спросил. Я сейчас пытаюсь найти способ варить невелу в молоке и проч. вещи, связанные с планируемым открытием кабака. Детали, если хошь, пришлю завтра.
А пока - поздравление директору еврейского кладбища "Шмерле" в Риге на Рождество от латвийских коллег по бизнесу:"Желаем успешного труда на благо Латвии".
[User Picture]
From:elcour
Date:January 18th, 2005 03:53 pm (UTC)

Re: Кабак, кашрут, кладбище

(Link)
Как, ты ещё не открылся?!

А невелу несложно варить в молоке: сперва слегка обжарь кусок со всех сторон на сковородке на большом огне, чтобы сок не убегал, потом вари в казане из расчёта получаса на кило плюс полчаса на простотак.

Как там ваш остров?
[User Picture]
From:dzuttte
Date:January 18th, 2005 02:54 pm (UTC)
(Link)
Класс!
Раввин плакалъ. Я - тоже.
А если серьезно, неужели так фигово экзаменуют людей, от чьей компетентности достаточно много зависит?! Престиж ресторана - это одно, а слух о том, что кошерный ресторан стал "кошерным" в кавычках, да еще и в Израиле - мне кажется, это черевато. "Тут он понял, что его будут бить. Возможно, даже по лицу." Или не все так страшно?

[User Picture]
From:elcour
Date:January 18th, 2005 03:56 pm (UTC)
(Link)
Не всё так страшно.
Больше 90% материала, по которому меня гоняли, в практике машгиаха ресторана вообще не встречается.
А то, что встречается, несётся к раву Адлеру. Или иногда запрещается на корню нерадивыми машгиахами, которым лень разбираться.
Кроме нерадивых, бывают, конечно, и недобросовестные - но где ж их не бывает?
[User Picture]
From:aou
Date:January 18th, 2005 03:27 pm (UTC)
(Link)
Ребе, вы случайно адвокатом по вопросам недвижимости не подрабатывайте? А то есть у меня случай, в котором нужны именно ваши коммуникативные способности.
[User Picture]
From:elcour
Date:January 18th, 2005 04:08 pm (UTC)
(Link)
Что ж, если очень надо...
А можно за свои услуги слупить денег не с тебя, а с кого-нибудь ещё, с кого и ВЗЯТЬ не зазорно?
[User Picture]
From:reb_moyshe
Date:January 18th, 2005 04:27 pm (UTC)

Скажите уважаемый рав...

(Link)
Меня это интересует как потребителя, а что в БАДАЦЕ такой же бардак, а в отделе Мехадрин?
Но развлекся здорово. Сегодня же позвоню своему раву и попрошу почитать:о)
[User Picture]
From:elcour
Date:January 18th, 2005 06:10 pm (UTC)

Re: Скажите уважаемый рав...

(Link)
Я в отделе Мехадрин большей частью и работал.
БАДАЦы бывают разные. Бельцовский, скажем, работает халтурнее раввината, Эда а-Харедит - строже и аккуратнее.
Я вовсе не писал, заметьте, о бардаке в раввинате (бардак вообще есть неотъемлемая часть суровых израильских будней) - лишь о том, что невежества не чужды и его столпы.
А кто Ваш рав? :)
[User Picture]
From:kma_shunra
Date:January 18th, 2005 05:13 pm (UTC)

(Link)
Вах, вах, вах!!!!
Потрясающе!

[User Picture]
From:azbukivedi
Date:January 18th, 2005 06:14 pm (UTC)
(Link)
Mеньше всего хочу вас своим комментарием обидеть, но искренне не понимаю: к чему все эти унижения, позволения смеяться НАД собой (то, что вы тоже над ними смеялись ситуацию меняет мало), выпрашивания... Когда женщина говорит "ему легче дать, чем объяснить что не хочется", она обычно говорит это полупрезрительно, с закатыванием глаз. Дать-то она, может, и даст, но уважать и любить будет вряд ли.
Вы мне кажетесь более достойным человеком, чем тот, кто выписан в этой истории.
[User Picture]
From:elcour
Date:January 18th, 2005 09:06 pm (UTC)
(Link)
Вы меня и не обидели.
Я совершенно не считал и не чувствовал себя униженным происходящим. Надо мной не смеялись, моими знаниями забавлялись, словно толкая друг друга в бок и кивая - смотри, как шпарит.
Разумеется, как машгиах я был им ни к селу, а токма забавы для.
Если Вы видели во мне самурая, оттачивающего своё мастерство и сурово отпугивающего зевак, придётся Вас разочаровать: я был пронырливым и голодным шалопаем-студентом, не готовым унижаться, но и не чувствительным к насмешкам.
Когда женщина говорит, что легче дать, чем послать, она много чего разного может иметь в виду.
Но вот чего я уж точно от раввината не добивался в ту пору, так это любви и уважения.
[User Picture]
From:dyak
Date:January 18th, 2005 08:09 pm (UTC)

(Link)
Знание -- сила.
[User Picture]
From:volya
Date:January 19th, 2005 08:19 am (UTC)

веселое было время

(Link)
когда в Кабустане машгиах кашрут коктейли смешивал.
И вообще время было веселое, хоть и безденежное. ъ
Спасибо за байку, развеселил на весь рабочий день.
[User Picture]
From:elcour
Date:January 19th, 2005 10:12 am (UTC)

Re: веселое было время

(Link)
:_*
Powered by LiveJournal.com