?

Log in

No account? Create an account
приступление к наказанию - Наместник Карлсона На Земле
December 20th, 2004
10:18 am
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
приступление к наказанию
Вынесено из комментов у Сержакса:
Прощение - принятый в нашей социальной жизни формализм (очень полезный, кстати), некоторое заявление, суть которого сводится к тому, что не имеешь больше к человеку претензий по данному поводу - в частности, обещание, что не будешь его этим попрекать, за это "наказывать", держать за горло\яйца\падлу (нужное подчеркнуть), эмоционально (или как-то ещё) шантажировать.
Правда, те, кто любит размазывать белую кашу по чистому столу, и здесь стараются и рыбку съесть, и на ёлку залезть - иными словами, простить, но продолжать как-то напоминать о проступке. Но и это в порядке вещей, оно сродни перезаказу на пару взяток; заявил о великодушии, достаточном для прощения, а самого не хватило.
Ну, обратная сторона прощения - наказание.
Наказание принципиально отличается от мести тем, что преследует сугубо рациональную воспитательную цель. Воспитательные цели бывают эгоистические и альтруистические (любой альтруизм тоже по сути эгоистичен, но об этом сейчас не будем). Можно воспитывать человека, чтобы ему было лучше-легче-проще в жизни, а можно, чтобы тебе с ним было лучше. Ну, и ещё многие оправдывают воспитательными целями поступки, продиктованные жаждой мести\запальчивостью\жестокостью и садизмом.
Вернёмся к наказанию, долженствующему нести пользу наказуемому. Оно несёт пользу, если тот извлечёи из него полезный урок - или как минимум приобретёт предостерегающий рефлекс: не бей, мол, друзей лопатой по башке, плохо будет.
Я только недавно сообразил, что в детстве меня как-то на редкость мало наказывали. Когда всё-таки наказывали, то в форме лишения положительного подкрепления, а не аппликации отрицательного. На меня не орали, не били, не ставили в угол.
Могли куда-то не взять или чего-то не дать.
Из запомнившегося -
в пять лет я прыгнул на спину соседской девочке, чтобы покататься на ней верхом. Она пришла жаловаться моему папе, и он на три дня перестал решать со мной задачки из журналов.
В семь лет я оборзел и утащил у тёти, возвращаясь из её квартиры на Подбельского, сборник статей Белинского, потому что мне понравилось звучание фамилии. Естественно, захлопнул после первй страницы. Когда родители узнали, отец лишил меня всего чтива, пока я не дочитал Белинского до конца. Два ценных урока в одном, однако.
Об отце как-нибудь отдельно расскажу, он изумительный педагог, многие из вас его знают и наверняка согласятся.
Детей можно и нужно наказывать, когда они плохо себя ведут, иначе у них естественным образом возникнет чувство безнаказанности, а это - конец пути. При этом нужно соблюдать несколько очень простых правил:
- Проступок должен быть изначально осознанным, иначе наказание не воспитывает, а озлобляет.
- Наказание должно быть соразмерно и справедливо. У детей очень сильное, часто гипертрофированное чувство справедливости.
- Ввиду двух предыдущих пунктов за одну и ту же провинность нельзя наказывать дважды. Ребёнок должен понимать, что проступок приводит к наказанию, а не превращает его в изгоя или делает ходячей мишенью.
- Если можно вынести наказание в форме лишения ожидаемого поощрения, лучше сделать это именно так; такое наказание стимулирует хомо сапиенсов сильнее. Проверено.
- Не надо превращать наказание в фарс. "Пойди придумай сам себе наказание, вернись и скажи мне" - не работает, даже с очень философствующими детьми. То есть работает, но не как наказание, а как игра (порой нудная, порой увлекательная).
- Не пользуйтесь для наказания слабыми и больными местами ребёнка. Не старайтесь сделать наказание пообидней для обидчивого ребёнка, пострашней для пугливого, "поодиночее" для одинокого. Если вы хотите ребёнку добра, ваша задача - помочь ему пересилить свои слабости. а не укреплять их. Кстати, из этого косвенно вытекает, что наказания почти никогда не должны быть телесными.
- Никогда не унижайте ребёнка. Вообще никого не унижайте.
Всё вышесказанное относится и к наказнию взрослых - там, где вы их воспитываете хоть из сколько-то альтруистических чувств, а не сугубо из стремления отгородить себя от них или чего-то для себя добиться.
A какие наказания из собственного детства вам особенно запомнились?
Мне очень интересно, может быть, возьмусь черкнуть и статью. Можно написать анонимно или стереть коммент, если вам неприятно, чтобы кто-то ещё знал.

Update:
Общая идея должна быть такая: если ребёнок сделал что-то хорошее, то это оттого, что он весь такой из себя замечательный. Если он сделал что-то плохое, то это - вопреки тому, что он весь такой из себя замечательный. И вообще: условия должны быть жёсткими, а отношения - мягкими.

Current Music: у слона на рыле имеется кусок мяса, хоботом именуемый
Tags: , ,

(52 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:(Anonymous)
Date:December 20th, 2004 04:22 pm (UTC)
(Link)
Я всегда была какой-то слишком энергичной. Папа, когда я надоедала, хватался за ремень и бежал за мной, но медленно, чтобы я успела сныкаться в ванной. Там я сидела и воображала себя в безопасности, а родители спокойно смотрели телевизор и все в итоге успокаивались. У нас была красивая ванна с разноцветными облупившимися кафельными плитками, их можно было разглядывать. Еще можно было замотаться в полотенца и думать, что сидишь в гнезде.

А однажды мы были в гостях у бабушки и она в наказание заперла меня в своей ванной. Это было самое страшное наказание, потому что все где-то в глубине квартиры веселились, а я сидела совсем одна.
[User Picture]
From:kizune
Date:December 20th, 2004 04:37 pm (UTC)
(Link)
А никак меня не наказывали. Просто, если я видела, что мама расстраивалась у меня и у самой слезы на глаза наворачивались. А если взрослые говорили "ай-яй-яй", похрюкивая от смеха - чего ж наказывать-то было б?
Правда - никак. Даже когда я месяц не ходила к репетитору по-французскому, а деньги потратила на какую-то детскую фигню. А вспоминаю до сих пор со стыдом...
[User Picture]
From:elcour
Date:December 20th, 2004 05:03 pm (UTC)
(Link)
Правильно.
Такого совестливого ребёнка и не фиг наказывать - он сам за тебя всё сделает.

А по-французски Вы теперь говорите?
[User Picture]
From:yucca
Date:December 20th, 2004 05:06 pm (UTC)
(Link)
Я сама не помню, но мама рассказывала, что она меня как-то пыталась ставить в угол, но я не понимала, в чем идея, и из угла выходила, а больше она ничего не могла придумать.
[User Picture]
From:shapira
Date:December 20th, 2004 05:49 pm (UTC)
(Link)
меня всяко наказывали, а я сопротивлялась. Помню, думала даже - "Вот, главное, теперь не сделать как они хотят, чтоб не думали, что меня так можно заставить".
И кричали, и бить пытались, потом придумали в ванной запирать. ну я ясно, прятала там свечку и книжку.
[User Picture]
From:shapira
Date:December 20th, 2004 05:53 pm (UTC)
(Link)
Про наказания "лишать положительного подкрепления" - хорошая мысль, но имею одного из детей, слабо очень мотивированного. Ему почти все не настолько нужно, чтобы напрячься из-за этого. :(
наказания должны по мере сил исправлять содеянное, а не мстить. Пролил или испачкал - отмой, вытри.
Разбудил младенца - теперь развлекай его.
Извинись.
И в таком духе.
[User Picture]
From:elcour
Date:December 20th, 2004 06:57 pm (UTC)
(Link)
Наказания не должны ни исправлять содеянное, ни мстить.
Исправление вреда - хорошее дело, месть - плохое, но оба не являются наказанием. Наказание должно укрепить в понимании наказуемого отрицательные коннотации проступка.
А учить исправлять нужно, конечно, но это само по себе, вне зависимости от того, наказываешь ли.

Очень слабо мотивированного ребёнка действительно довольно бессмысленно наказывать. Зато очень важно мотивировать.
[User Picture]
From:oryx_and_crake
Date:December 20th, 2004 06:30 pm (UTC)
(Link)
Меня ставили в угол. И еще запрещали читать. Второе было хуже, потому что в угол ставили минут на пятнадцать, а читать запрещали на весь день. Но, с другой стороны, факт стояния в углу родители могли проконтролировать непосредственно, а что я делаю в детском садике - проверить не могли. А там был шкафчик с книгами.
Вообще когда наказывали, было не очень обидно, гораздо обиднее, когда пилили и "словесно воспитывали", т.е. говорили разные гадости, обычно сравнивая при этом с образцовыми дочками разных соседок. Не в мою пользу, ясное дело. Я вот стараюсь своих детей ни с кем не сравнивать, ни к чему это.
[User Picture]
From:figra
Date:December 20th, 2004 06:31 pm (UTC)
(Link)
"Проступок должен быть изначально осознанным"

Поясните, пожалуйста.
[User Picture]
From:elcour
Date:December 20th, 2004 06:50 pm (UTC)
(Link)
Если ваш ребёнок сделал что-то, не считая, что это плохо, глупо его за это наказывать. Почему глупо - см. там же.
[User Picture]
From:friend_horatio
Date:December 20th, 2004 07:00 pm (UTC)
(Link)
меня один раз в угол поставили. Я им всем сказала: Вы об этом еще пожалеете. И отколупала штукатурку в углу, пока стояла- бооольшую дыру такую.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:elcour
Date:December 20th, 2004 09:53 pm (UTC)
(Link)
Никак нельзя наказать - это грустно. Неужели у тебя нечего было отнимать? :)
Идея бить ребёнка действительно сродни идее есть дерьмо. Во многих смыслах. В редчайших (примерно одинаково редких) ситуациях как одно, так другое может быть осмысленно.
А, вот ещё вспомнил: я как-то наврал родителям насчёт того, где был и чем занимался, отец поймал меня на вранье и отправил спать в тот вечер (была пятница) без субботнего родительского благословения. Я довольно сильно переживал.
[User Picture]
From:chingizid
Date:December 20th, 2004 10:28 pm (UTC)
(Link)
меня практически не наказывали,
зато мама все время грозила: "если ты <вставить почти все что угодно>, я тебя любить не буду".
меня это поначалу ужасало по-настоящему, а годам к семи стало все равно. не будешь любить - ну, что ж, придется жить без любви.
то есть, это было наказание очень вредное для мамы (мои чувства к ней остыли и уже никогда больше не нагрелись) и довольно полезное для меня. с тех пор я могу жить без любви ко мне (впрочем, когда она есть, это двойная радость, типа как в лотерею выиграть, не покупая билета, а на улице его, скажем, найти).
From:iliat
Date:December 20th, 2004 10:36 pm (UTC)
(Link)
Проступок должен быть изначально осознанным, иначе наказание не воспитывает, а озлобляет
Except for toddlers,right ? They do not know whats OK to do and what isn't.
So you must somehow show them that they should stop. And at first they do not understand and get offended (one of my daughters closes her eyes, figuring out that if she doesn't see the evil daddy reprimanding her then the evil daddy doesn't see her; This breaks the evil daddy's heart)
If you are consistent though they begin to understand that it's wrong and even if they still do it occasionally they know they're breaking the rules.
[User Picture]
From:elcour
Date:December 21st, 2004 01:59 am (UTC)
(Link)
Except for toddlers,right ? They do not know whats OK to do and what isn't
Нет-нет, самые маленькие - отнюдь не исключение. Их наказывать и вовсе неразумно.
Когда они делают что-то, от чего нам хотелось бы их остановить, мы так и делаем, причём вовсе не стараемся, чтобы пресекающие меры были им неприятны. Напротив - если они их не заметят и займутся чем-то другим, мы, скорее всего, только обрадуемся. А ведь наказание, признаем, всегда включает элемент намеренного вызова у наказуемого неприятных эмоций.
Когда я не даю своей дочке дотянуться до кастрюли на плите и говорю строгим голосом: "Нельзя", я стараюсь воспитать в ней ассоциацию плиты с запрещённостью, но вовсе не рассматриваю это как наказание.
Ну, представьте себе, что Ваш ребёнок ненавидит купаться. Вы всё равно будете исправно купать брыкающееся дитя, но ведь не в наказание же!
[User Picture]
From:nata_golovanova
Date:December 21st, 2004 08:02 am (UTC)
(Link)
Очень интересная тема...
В общем, все верно, кроме определения прощения - его я понимаю по-другому.
Небольшое дополнение, если позволите :-)
Наказывая ребенка, относитесь к нему с любовью.
Если хотите, чтобы впоследствии чадо не нарушало запреты (вело себя "хорошо"), то начните с себя. :-)
[User Picture]
From:elcour
Date:December 22nd, 2004 02:28 pm (UTC)
(Link)
С любовью к ребёнку хорошо бы всегда относиться, не только наказывая. A если кому-то вдруг не дано, придётся учиться жить и функционировать с этой инвалидностью.
Про "начните с себя" я уже тут упомянул. :)
А как Вы понимаете прощение?
[User Picture]
From:alwdis
Date:December 24th, 2004 03:34 pm (UTC)
(Link)
Мои мысли на сей предмет, если Вам интересно
http://www.livejournal.com/users/alwdis/180530.html?mode=reply
Powered by LiveJournal.com