Наместник Карлсона На Земле (elcour) wrote,
Наместник Карлсона На Земле
elcour

  • Music:

приступление к наказанию

Вынесено из комментов у Сержакса:
Прощение - принятый в нашей социальной жизни формализм (очень полезный, кстати), некоторое заявление, суть которого сводится к тому, что не имеешь больше к человеку претензий по данному поводу - в частности, обещание, что не будешь его этим попрекать, за это "наказывать", держать за горло\яйца\падлу (нужное подчеркнуть), эмоционально (или как-то ещё) шантажировать.
Правда, те, кто любит размазывать белую кашу по чистому столу, и здесь стараются и рыбку съесть, и на ёлку залезть - иными словами, простить, но продолжать как-то напоминать о проступке. Но и это в порядке вещей, оно сродни перезаказу на пару взяток; заявил о великодушии, достаточном для прощения, а самого не хватило.
Ну, обратная сторона прощения - наказание.
Наказание принципиально отличается от мести тем, что преследует сугубо рациональную воспитательную цель. Воспитательные цели бывают эгоистические и альтруистические (любой альтруизм тоже по сути эгоистичен, но об этом сейчас не будем). Можно воспитывать человека, чтобы ему было лучше-легче-проще в жизни, а можно, чтобы тебе с ним было лучше. Ну, и ещё многие оправдывают воспитательными целями поступки, продиктованные жаждой мести\запальчивостью\жестокостью и садизмом.
Вернёмся к наказанию, долженствующему нести пользу наказуемому. Оно несёт пользу, если тот извлечёи из него полезный урок - или как минимум приобретёт предостерегающий рефлекс: не бей, мол, друзей лопатой по башке, плохо будет.
Я только недавно сообразил, что в детстве меня как-то на редкость мало наказывали. Когда всё-таки наказывали, то в форме лишения положительного подкрепления, а не аппликации отрицательного. На меня не орали, не били, не ставили в угол.
Могли куда-то не взять или чего-то не дать.
Из запомнившегося -
в пять лет я прыгнул на спину соседской девочке, чтобы покататься на ней верхом. Она пришла жаловаться моему папе, и он на три дня перестал решать со мной задачки из журналов.
В семь лет я оборзел и утащил у тёти, возвращаясь из её квартиры на Подбельского, сборник статей Белинского, потому что мне понравилось звучание фамилии. Естественно, захлопнул после первй страницы. Когда родители узнали, отец лишил меня всего чтива, пока я не дочитал Белинского до конца. Два ценных урока в одном, однако.
Об отце как-нибудь отдельно расскажу, он изумительный педагог, многие из вас его знают и наверняка согласятся.
Детей можно и нужно наказывать, когда они плохо себя ведут, иначе у них естественным образом возникнет чувство безнаказанности, а это - конец пути. При этом нужно соблюдать несколько очень простых правил:
- Проступок должен быть изначально осознанным, иначе наказание не воспитывает, а озлобляет.
- Наказание должно быть соразмерно и справедливо. У детей очень сильное, часто гипертрофированное чувство справедливости.
- Ввиду двух предыдущих пунктов за одну и ту же провинность нельзя наказывать дважды. Ребёнок должен понимать, что проступок приводит к наказанию, а не превращает его в изгоя или делает ходячей мишенью.
- Если можно вынести наказание в форме лишения ожидаемого поощрения, лучше сделать это именно так; такое наказание стимулирует хомо сапиенсов сильнее. Проверено.
- Не надо превращать наказание в фарс. "Пойди придумай сам себе наказание, вернись и скажи мне" - не работает, даже с очень философствующими детьми. То есть работает, но не как наказание, а как игра (порой нудная, порой увлекательная).
- Не пользуйтесь для наказания слабыми и больными местами ребёнка. Не старайтесь сделать наказание пообидней для обидчивого ребёнка, пострашней для пугливого, "поодиночее" для одинокого. Если вы хотите ребёнку добра, ваша задача - помочь ему пересилить свои слабости. а не укреплять их. Кстати, из этого косвенно вытекает, что наказания почти никогда не должны быть телесными.
- Никогда не унижайте ребёнка. Вообще никого не унижайте.
Всё вышесказанное относится и к наказнию взрослых - там, где вы их воспитываете хоть из сколько-то альтруистических чувств, а не сугубо из стремления отгородить себя от них или чего-то для себя добиться.
A какие наказания из собственного детства вам особенно запомнились?
Мне очень интересно, может быть, возьмусь черкнуть и статью. Можно написать анонимно или стереть коммент, если вам неприятно, чтобы кто-то ещё знал.

Update:
Общая идея должна быть такая: если ребёнок сделал что-то хорошее, то это оттого, что он весь такой из себя замечательный. Если он сделал что-то плохое, то это - вопреки тому, что он весь такой из себя замечательный. И вообще: условия должны быть жёсткими, а отношения - мягкими.
Tags: дискуссии, мысли вуслухъ, проповеди
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments