?

Log in

No account? Create an account
интеллигент - Наместник Карлсона На Земле
November 22nd, 2004
05:05 am
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
интеллигент
Для меня сабж - одно из самых противоречивых слов русской мовы.
У моих родителей, одесских евреев "той" поры, оно было на устах постоянно и выражало, по всей видимости, некоторый статус, вещь в себе.
Годам к надцати сабж стал у меня бранным словом - правда, всё чаще шутейно.
А что такое "интеллигент"? Слово было введено в русский язык Боборыкиным, возможно, самым плодовитым русским писателем, которому всё-таки удалось таким боком войти в историю. Ввести он его ввёл, но определять, похоже, не стал.
Не стану циклиться на происхождении слова - очевидно, что в современном разговорном русском оно означает совсем не то же самое, что в других индоевропейских языках.
Ниже - попытка разбить признаки, присущие, на мой взгляд, интеллигенту, на две группы: те, которые мне представляются положительными и, соответственно, те, которые отрицательными.

+:
Умение слушать собеседника
Вежливость
Деликатность
Желание понять и разобраться

-:
Занудство
Снобизм (впрочем, часто - хорошо скрываемый)
Преувеличенная брезгливость
Склонность к жеманству и кривлянию

А что по вашему мнению определяет интеллигента?
Вы интеллигентны?
А это хорошо или плохо?

Current Mood: curiouscurious
Tags: ,

(22 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:malpa
Date:November 22nd, 2004 10:43 am (UTC)
(Link)
Некогда, поэтому коротко.
Для меня "интеллигент" - это по-прежнему, скорее, похвала. Люди, которых я безоговорочно отношу к настоящим интеллигентам, никогда про себя не скажут: "Я - интеллигент". (Разве что имея в виду чисто социальную принадлежность. Но мы ведь сейчас не о ней, правда?) Понятное дело, сноб или кривляка для меня интеллигентом не является. Занудство же - черта чисто индивидуальная, по-моему.
Надо сказать, говоря об интеллигентах, я всегда имею в виду несколько конкретных людей, которых имела удовольствие знать.
Сказала.
[User Picture]
From:vkv
Date:November 22nd, 2004 10:46 am (UTC)
(Link)

Говоря о вине интеллигенции перед народом, он постоянно употреблял два термина, которые казались мне синонимами, - "интеллигент" и "интеллектуал". Я не выдержала и спросила:

- А чем интеллигент отличается от интеллектуала?
- Различие очень существенное, - ответил он. - Я берусь объяснить только аллегорически. Понимаете, что это значит?

Я кивнула.

- Когда вы были совсем маленькая, в этом городе жили сто тысяч человек, получавших зарплату за то, что они целовали в зад омерзительного красного дракона. Которого вы, наверно, уже и не помните...

Я отрицательно покачала головой. Когда-то в юности я действительно видела красного дракона, но уже забыла, как он выглядел, - запомнился только мой собственный страх. Павел Иванович вряд ли имел в виду этот случай.

- Понятно, что эти сто тысяч ненавидели дракона и мечтали, чтобы ими правила зеленая жаба, которая с драконом воевала. В общем, договорились они с жабой, отравили дракона полученной от ЦРУ губной помадой и стали жить по-новому.

- А при чем тут интелл...

- Подождите, - поднял он ладонь. - Сначала они думали, что при жабе будут делать точь-в-точь то же самое, только денег станут получать в десять раз больше. Но оказалось, что вместо ста тысяч целовальников теперь нужны три профессионала, которые, работая по восемь часов в сутки, будут делать жабе непрерывный глубокий минет. А кто именно из ста тысяч пройдет в эти трое, выяснится на основе открытого конкурса, где надо будет показать не только высокие профессиональные качества, но и умение оптимистично улыбаться краешками рта во время работы...

- Признаться, я уже потеряла нить.

- А нить вот. Те сто тысяч назывались интеллигенцией. А эти трое называются интеллектуалами.

Гоблин цитирует Пелевина
[User Picture]
From:sitty_darling
Date:November 22nd, 2004 10:53 am (UTC)
(Link)
Дык ведь признаки интеллигента зависят от того, кто его этими признаками наделяет. Вернее, от отношения наделяющего к интеллигентам. Субъективизм чистой воды; как для одного журналисты суки продажные, а для другого борцы за свободу слова. И любая точка зрения имеет право на существование.
Дело в том, что интеллигентность — постепенно перестала быть качеством, присущим интеллигенции как некоему социальному классу. Ни разу не доводилось слышать, как слово "интеллигентный" употребляют в бранном смысле — это положительное качество, включающее в себя и умение слушать, и некоторую тактичность, и разнообразную терпимость и т.п.
А вот интеллигентом можно назвать не только действительно интеллигентного человека, но и, в ругательном смысле, эдакого тунеядца, протирающего штаны в каком-нибудь культурном учреждении, велеречиво рассуждающего в курилке о том, как нам обустроить Россию.
[User Picture]
From:malpa
Date:November 22nd, 2004 10:56 am (UTC)
(Link)
Дык ведь признаки интеллигента зависят от того, кто его этими признаками наделяет.
Золотые слова.
[User Picture]
From:marka_pola
Date:November 22nd, 2004 11:12 am (UTC)
(Link)
А так можно сказать про любые признаки чего угодно.
имхо.
[User Picture]
From:sitty_darling
Date:November 22nd, 2004 11:28 am (UTC)
(Link)
Ну да. Только почему-то про признаки сталеваров или там плотников никто не спорит, ага. Дело, как вы верно сказали ниже, в том, что интеллигента постепенно стали наделять моральными признаками, а они субъективны изначально.
[User Picture]
From:marka_pola
Date:November 22nd, 2004 11:36 am (UTC)
(Link)
Ну, почему же, спорят, и еще как...
Взять, хотя бы Гошу из "Москва слезам не верит", уже стал хрестоматийным персонажем в борьбе за слово "интеллигент".
А ведь - слесарь шестого разряда...:):):)
[User Picture]
From:malpa
Date:November 22nd, 2004 11:32 am (UTC)
(Link)
Я опять согласна с sitty_darling.
[User Picture]
From:marka_pola
Date:November 22nd, 2004 11:11 am (UTC)
(Link)
Интеллигент - как социальная прослойка, которая существовала в 19-20 веке - давно себя изжила. Особенно, в советском понимании этого слоя, когда профессиональным\социальным качествам индивидуума приписывались еще и моральные. Думаю, что ближе всего к советскому социальному определению стоит сейчас т.н. "средний класс", т.е. те, кто отличается в профплане, от рабочих на конвейере и от денежных воротил. А вот,что касается моральной стороны этого определения, то, приписываемые интеллигенту очки скромность, вежливость, "тихость" и умение аналитически мыслить - это несомненные плюсы. Посему, когда мне говорят, что человек - интеллигент, то я считаю это комплиментом. Но, только, как вы понимаете, в третьем лице, бо, человек, говорящий - Я - Интеллигент! - умиляет.:)
[User Picture]
From:flaass
Date:November 22nd, 2004 11:41 am (UTC)

умилитесь

(Link)
Я - интеллигент.
Правду говорить легко и приятно :)
[User Picture]
From:marka_pola
Date:November 22nd, 2004 12:09 pm (UTC)

Re: умилитесь

(Link)
Бедность - не порок..:P
ПС: Умилилась.
[User Picture]
From:flaass
Date:November 22nd, 2004 12:25 pm (UTC)
(Link)
А я решил еще поразвлечься на эту тему.
[User Picture]
From:marka_pola
Date:November 22nd, 2004 12:34 pm (UTC)
(Link)
Секундочку, кофе налью и иду..:)
[User Picture]
From:jentl
Date:November 22nd, 2004 11:39 am (UTC)
(Link)
Слишком девальвированное понятие, я им давно уж и в шутку не пользуюсь. Разве что "а ещё шляпу надел". Мои родители, как я понимаю, определяют таким образом порядочных людей, с которыми им приятно иметь дело. Твои первые три плюса свойственны человеку хорошо воспитанному, IMHO. Я бы и толерантность туда же впихнула. Что касается минусов, то занудство не трожь, это святое, а остальные свойственны скорее нуворишам, читай, плохо воспитанным. Опять же IMHO.

А это на закуску:
http://www.livejournal.com/community/chto_chitat/229049.html
[User Picture]
From:reznik
Date:November 22nd, 2004 12:19 pm (UTC)

(Link)
Помнится, в передаче "Спокойной ночи, малыши", понятие "интеллигентный человек" Хрюше и Степашке объяснял Зиновий Гердт.
[User Picture]
From:flaass
Date:November 22nd, 2004 12:27 pm (UTC)
(Link)
Да, очень подходит. Он и Шуре Балаганову это объяснял.
[User Picture]
From:evr
Date:November 22nd, 2004 01:36 pm (UTC)
(Link)
Очень правильные свойства вы, отче, перечисляете.
Мои собственные.

Это не хорошо и не плохо, конечно. Это просто так уж вышло.
[User Picture]
From:elcour
Date:November 22nd, 2004 02:46 pm (UTC)
(Link)
Да, я заметил ещё когда писал.
Но мы вас любим не только за это.
[User Picture]
From:amigofriend
Date:November 22nd, 2004 01:41 pm (UTC)
(Link)
интеллигент: Intel inside.
From:tom_ohawk
Date:November 22nd, 2004 11:39 pm (UTC)

GIGO

(Link)
аутиллигент: Intel in - Intel out
[User Picture]
From:kizune
Date:November 22nd, 2004 09:21 pm (UTC)
(Link)
По мне интеллигента определяет одно-единственное качество: способность к эмпатии. Умеешь понять другого, как самого себя - интеллигент, нет - иди отсюда со своими тремя высшими образованиями и институтом благородных девиц впридачу! :)
А я? Нет, я не интеллигент. Я - баба. Это всё же несколько другое... :)
[User Picture]
From:yooo
Date:June 12th, 2006 03:09 pm (UTC)
(Link)
перечисленные минусы исключат как раз человека из круга интеллигентов.
и включают в другие круги: интеллектуалов, снобов, зануд.
Powered by LiveJournal.com