А то, казалось бы, как хочу, так и верю - ты мне, штоля, бушь говорить, какими должны быть мои религиозные чувства?
Нет. Не буду. Но откуда они берутся, религиозные чувства?
Религиозные чувства есть у всех. Для этого не надо верить ни в Аллаха, ни в провидение. Они диктуются суеверным архетипом, человек без суеверий - то же, что человек без ДНК: интересно, но невозможно в силу определения. Неважно, какое выражение находят себе твои религиозные чувства - ты можешь челобитничать в храме, истово верить в Предназначение, избегать наступать на трещины в асфальте или хмуриться всякий раз, когда дорогу перебежит чёрная кошка.
Суеверный архетип уходит корнями в страх. Страх - это его золотой запас. Доказывать это дело не буду, всё до меня сказано, но умных книжек могу насоветовать, если кому надо. Впрочем, о том, откуда берутся религиозные представления, мы с батюшкой на днях базарили.
Итак, религиозное чувство продиктовано страхом. Религия - приданная нашим страхам упорядоченная форма. Там, где религия удачно "вживилась" в нас, мы откупаемся от своих страхов, мы понимаем, что если совершать намаз, плевать через левое плечо, правильно верить и помогать убогим и сирым, можно не бояться землетрясений, темноты или смерти.
Теперь об оскорблении.
Оскорбление - всегда сопоставление низменного с возвышенным в глазах оскорбляемого. Вообще оскорбление возможно только в глазах оскорбляемого. Мало сопоставить, нужно ещё вызвать агрессию (в широком смысле слова - от кулаком в бубен до тяжёлого вздоха или волны внутреннего, хорошо контролируемого гнева). Оскорбить возможно, лишь породив страх, поскольку именно страх инициирует агрессию. Новых страхов, ясен пень, не привьёшь, все они сидят в нас изначально. Оскорбляя, вытаскиваешь их наружу. "Твоя мать - падшая женщина". "Твои стихи - говно". Если не боишься подспудно, что твои стихи говно, то и не оскорбишься (повод съездить в бубен всё равно может найтись, но не из-за смысла сказанного, а из-за других страхов - например, опасения, что окружающие решат, будто тебя можно безнаказанно оскорблять).
Казалось бы, религия - самое уязвимое место для оскорблений! "Твоя вера - говно", опрокинем алтарь в грязь, "я имел твоего бога"...
Ан нет - там, где мы действительно приняли религию, наши страхи упорядочены, даже если религия диктует нам агрессию, это - предписанная реакция, а не оскорблённая. Оскорбить в нас можно только те страхи, от которых мы не смогли или не захотели откупится. А они - уже не религиозные чувства.
Поэтому утверждение "как хочу, так и верю, вот мои религиозные чувства можно оскорбить" - сродни "мой треугольник, хочу - с тремя углами рисую, хочу - с пятью". Можно, канешна, и с пятью, тока это уже по-другому называется. Чувства, которые можно оскорбить, уже не будут религиозными.
Впрочем, это не значит, что их нужно или можно оскорблять.
Вот такая петрушка.
Как скажет