?

Log in

No account? Create an account
Опять о религиозных чувствах - Наместник Карлсона На Земле
November 8th, 2004
05:37 am
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Опять о религиозных чувствах
Повторимши сто раз, что сабж нельзя оскорбить, на сто первый неплохо бы и пояснить этот тезис.
А то, казалось бы, как хочу, так и верю - ты мне, штоля, бушь говорить, какими должны быть мои религиозные чувства?
Нет. Не буду. Но откуда они берутся, религиозные чувства?
Религиозные чувства есть у всех. Для этого не надо верить ни в Аллаха, ни в провидение. Они диктуются суеверным архетипом, человек без суеверий - то же, что человек без ДНК: интересно, но невозможно в силу определения. Неважно, какое выражение находят себе твои религиозные чувства - ты можешь челобитничать в храме, истово верить в Предназначение, избегать наступать на трещины в асфальте или хмуриться всякий раз, когда дорогу перебежит чёрная кошка.
Суеверный архетип уходит корнями в страх. Страх - это его золотой запас. Доказывать это дело не буду, всё до меня сказано, но умных книжек могу насоветовать, если кому надо. Впрочем, о том, откуда берутся религиозные представления, мы с батюшкой на днях базарили.
Итак, религиозное чувство продиктовано страхом. Религия - приданная нашим страхам упорядоченная форма. Там, где религия удачно "вживилась" в нас, мы откупаемся от своих страхов, мы понимаем, что если совершать намаз, плевать через левое плечо, правильно верить и помогать убогим и сирым, можно не бояться землетрясений, темноты или смерти.
Теперь об оскорблении.
Оскорбление - всегда сопоставление низменного с возвышенным в глазах оскорбляемого. Вообще оскорбление возможно только в глазах оскорбляемого. Мало сопоставить, нужно ещё вызвать агрессию (в широком смысле слова - от кулаком в бубен до тяжёлого вздоха или волны внутреннего, хорошо контролируемого гнева). Оскорбить возможно, лишь породив страх, поскольку именно страх инициирует агрессию. Новых страхов, ясен пень, не привьёшь, все они сидят в нас изначально. Оскорбляя, вытаскиваешь их наружу. "Твоя мать - падшая женщина". "Твои стихи - говно". Если не боишься подспудно, что твои стихи говно, то и не оскорбишься (повод съездить в бубен всё равно может найтись, но не из-за смысла сказанного, а из-за других страхов - например, опасения, что окружающие решат, будто тебя можно безнаказанно оскорблять).
Казалось бы, религия - самое уязвимое место для оскорблений! "Твоя вера - говно", опрокинем алтарь в грязь, "я имел твоего бога"...
Ан нет - там, где мы действительно приняли религию, наши страхи упорядочены, даже если религия диктует нам агрессию, это - предписанная реакция, а не оскорблённая. Оскорбить в нас можно только те страхи, от которых мы не смогли или не захотели откупится. А они - уже не религиозные чувства.
Поэтому утверждение "как хочу, так и верю, вот мои религиозные чувства можно оскорбить" - сродни "мой треугольник, хочу - с тремя углами рисую, хочу - с пятью". Можно, канешна, и с пятью, тока это уже по-другому называется. Чувства, которые можно оскорбить, уже не будут религиозными.
Впрочем, это не значит, что их нужно или можно оскорблять.
Вот такая петрушка.

Как скажет amigofriend, "поручик Курант стоял со скучающим видом в пятидесяти метрах от столба и всаживал пулю за пулей в то место, где когда-то был туз бубён".

Current Music: Грибы рождаются в спорах.
Tags: ,

(58 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:jentl
Date:November 8th, 2004 01:52 pm (UTC)
(Link)
Я дико извиняюсь, что поднимаю тему, когда туз бубён уже давно разнесён в клочья корифеями. Вы с батюшкой весьма познавательно базарили о природе возникновения религии из страха. Вопросов не имею. Действительно, чем твёрже ты веришь, что твой ритуал для предотвращения пожаров или наводнений - правильный, тем труднее тебя по этому пункту оскорбить. Но вот проходит несколько тысяч лет. Разве религия не меняется, не приобретает новые элементы, уже не связанные непосредственно с ритуалами, избавляющими от страха? Возникают ритуалы, призванные возвысить человека над бытовухой, имеющие целью приближение/слияние с Божественным, достижение блаженства. Разве чувства, обслуживаемые этими ритуалами, не являются религиозными? А какими тогда? Удивительно ли, что человек чувствует себя оскорблённым, если искажают предмет медитации - имя Будды или икону святого Георгия. Ведь ему элементарно ломают кайф!
[User Picture]
From:elcour
Date:November 8th, 2004 02:56 pm (UTC)
(Link)
Разве религия не меняется, не приобретает новые элементы
Приобретает, конечно. Всё время меняется.

уже не связанные непосредственно с ритуалами, избавляющими от страха?
Нет. Пока она остаётся религией, все эти элементы - в ту же корзину яйки.

Возникают ритуалы, призванные возвысить человека над бытовухой, имеющие целью приближение/слияние с Божественным, достижение блаженства. Разве чувства, обслуживаемые этими ритуалами, не являются религиозными?
Здесь имеет место быть некоторая подтасовка понятий. Из того, что эти ритуалы обслуживают религиозные чувства, не следует, что все чувства, обслуживаемые этими ритуалами, являются религиозными. Те же, которые являются, по-прежнему, как и тысячелетия назад, откупают нас от страха и не поддаются оскорблению.

Удивительно ли, что человек чувствует себя оскорблённым, если искажают предмет медитации - имя Будды или икону святого Георгия. Ведь ему элементарно ломают кайф!
Неудивительно. Так же, как если назвать его маму блядью. Но оскорбление - всегда ущемление какой-то заявленной человеком части себя, а религия - отказ от той части себя, которая уходит в неизведанное в уплату за нестрахи. Поэтому оскорбится он не теми чувствами, которые религиозны, а теми, которые соединяют на перегоне эго с суперэгом. ;)
[User Picture]
From:jentl
Date:November 9th, 2004 08:18 am (UTC)
(Link)
Да, ты всё это уже сказал в исходном постинге. Я затруднюсь сформулировать, отчего утверждения становятся аксиомами, но уж точно не от повторения. Не смешиваешь ли ты религию и суеверия, которые, да, такие же древние, как и страхи? Ты прав, никто из нас не лишён суеверий, кто не верит в Бога и дьявола, тот верит сушествование материи и её первичность по отношению к разуму. Но религия здесь уже довольно давно ни при чём, хотя и выросла из суеверий. Жертва кровожадным божкам была тяжёлой необходимостью, а превратилась в радостное служение, в призвание. Вот ты же любишь свою работу? Или она не имеет отношения к религии, а имеет только к твоему эго? Я вижу, я тоже повторяюсь. Надо или плюнуть на это дело, или найти общую точку отсчёта. Как думаешь?
[User Picture]
From:ivan_da_marya
Date:November 8th, 2004 08:22 pm (UTC)
(Link)
У меня маленький личный вопрос, если можно. Вы говорите, что "человек без суеверий - то же, что человек без ДНК: интересно, но невозможно в силу определения". А если я не верю в: бога, черта, загробную жизнь, зеленых человечков, домовых, карму, ауру, сглаз, черную кошку, существование души, летающие блюдца, заговоры, гороскопы, хиропрактику, энергетику... ну, и во все остальное подобное тоже не верю - то меня нету, потому что "невозможно в силу определения"?
[User Picture]
From:elcour
Date:November 9th, 2004 02:22 am (UTC)
(Link)
ну, и во все остальное подобное тоже не верю - то меня нету, потому что "невозможно в силу определения"?
Возможно, конечно, что и нету.
Представляется, однако, куда более вероятным, что ваши суеверия находят себе другие выражения - возможно, неосознанные вами.
Если очень заинтересуеесь - можем попробовать вместе покопаться и поискать; только комментный формат для такого общения не очень удобен, проще, наверное, в аське.

Кстати: а если у меня нет ДНК, то меня нету? ;)
[User Picture]
From:chingizid
Date:November 9th, 2004 01:11 am (UTC)
(Link)
мне не то удивительно, что ты все верно говоришь (а как иначе?) - а то, насколько одновременно все.
давеча ночью говорили дома про суеверия ровно теми же словами, только дольше :)
[User Picture]
From:elcour
Date:November 9th, 2004 02:25 am (UTC)

Приезжай исповедоваться!

(Link)
Я думаю, мы просто на одном и том же топливе работаем.
Вот вы что пили вечор?
[User Picture]
From:chingizid
Date:November 9th, 2004 06:30 pm (UTC)

Re: Приезжай исповедоваться!

(Link)
красную африканскую траву ройбуш с цукатами :)
(файло приехало,
буду читать)
[User Picture]
From:amigofriend
Date:November 9th, 2004 07:56 am (UTC)
(Link)
Слушь, а ты ту самую нитку Кузнецова у Гремлингуэра видемши, или как? Потому Элиягу тут хорошо завернул, но там тож было очень и очень.
[User Picture]
From:chingizid
Date:November 9th, 2004 06:28 pm (UTC)
(Link)
ваще не понимаю о чем речь :)
From:ex_gremlinn610
Date:November 10th, 2004 01:24 am (UTC)
(Link)
Амигофрейд, ты чего обзываисси? ,))
[User Picture]
From:oryx_and_crake
Date:November 9th, 2004 04:35 am (UTC)
(Link)
::Итак, религиозное чувство продиктовано страхом

Мнэ? А как насчет любви к Богу? А то как-то кисло получается: будто все верующие только и делают, что ходят по стеночке, держа постную морду, чтобы их Боженька ненароком сверху громом небесным не жахнул. Как хотите, меня такая картина не устраивает.
[User Picture]
From:amigofriend
Date:November 9th, 2004 07:54 am (UTC)
(Link)
Я не уверен, что Вы совсем внимательно прочитали. Кводрав(тный) же толкует о религии как избавлении от страхов: "мы понимаем, что если совершать намаз, плевать через левое плечо, правильно верить и помогать убогим и сирым, можно не бояться землетрясений, темноты или смерти".
[User Picture]
From:elcour
Date:November 9th, 2004 11:10 am (UTC)

Капитан любиль яблук в цвету

(Link)
Конечно, любовь к Богу есть!
Но и она, как ни крути, продиктована страхом.
Что до "не устраивает" - вообще во многих романитизируемых нами бытовых образах поведения гораздо меньше романтики, чем на хотелось бы представлять. Что до тавтологичного очевидно - ведь в противном случае мы бы их не романтизировали. :))
[User Picture]
From:amigofriend
Date:November 9th, 2004 07:59 am (UTC)
(Link)
А я знаю почему ты решил, что я так скажу! Потому что я так уже говорил :)

Ну ладно, надо ответы писать, а у меня ещё ламы ни фига не кормлены...
Powered by LiveJournal.com