?

Log in

No account? Create an account
Объясните, кто может! Сами мы не местные... - Наместник Карлсона На Земле
October 14th, 2004
10:17 am
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Объясните, кто может! Сами мы не местные...
Проликбезьте, пожалуйста, сирого раввина:
Что есть "Хорошо темперированный клавир"?
Ну, то есть я понимаю, что это Бахов учебник музыки. Что такое "хорошо", я тоже знаю, спасибо Маяковскому.
А что такое клавир? Инструмент? Музыкальное произведение?
А "темперированный"? Чую, что это он на размеренность намекает, но доказать, как Чапаев, не могу.

Update:
Большое спасибо всем просветителям.
Понял.
Ныне и присно - ваш
Хорошо Темперированный Раввин

Current Mood: hopefulhopeful
Tags:

(21 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:sova
Date:October 14th, 2004 02:24 pm (UTC)
(Link)
"Хорошо темперированный" = правильно настроенный
[User Picture]
From:elcour
Date:October 14th, 2004 02:29 pm (UTC)
(Link)
И всё? Какое разочарование!
А клавир, значит, - клавишный инструмент? Орган, то бишь?
Спасибо!
[User Picture]
From:sova
Date:October 14th, 2004 02:38 pm (UTC)
(Link)
Нет, не орган. См. Отче Арониуса ниже. У органа, в принципе, другой строй. Поищи "Werckmeister tempering", например.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:October 14th, 2004 02:29 pm (UTC)
(Link)
Во времена Баха произошла перенастройка "клавиров", т.е. клавесинов. Благодаря этому появилась возможность писать музыку во всех мажорных и минорных тональностях (технических подробностей не вем). Что,собственно, Бах первым и проделал"Хорошо темперированный..." - сборник пьес во всех тональностях для клавесина
[User Picture]
From:kuka_ra
Date:October 14th, 2004 02:32 pm (UTC)
(Link)
Достоверно известно, что Бах ставил перед собой действительно ученую и педагогическую цель: преодолеть несовершенство устройства тогдашних клавесинов п написать пьесы во всех возможных мажорных и минорных тональностях, то есть практически решить так называемую задачу темперации. Он заботился о чистоте п удобстве игры на клавире и написал свои прелюдии и фуги для упражнения старшему сыну Фридеману. В объяснении своего труда па титульном листе сборника Бах сообщал, что прелюдии и фуги "написаны для пользы и употребления жадного до изучения музыки юношества, особенно же для препровождения времени тех, кто уже преуспел в сем учении".

Реально, в то время клавир (фортепиано) было крайне технически несовершенным устройством. Полутона, которые на современных роялях все одинаковые, в то время были разные по своей абсолютной высоте (то есть, скажем, от ре до ре# было одно расстояние, а от ля до ля-бемоль - немного другое, что и сейчас, строго говоря, справедливо для струнных инструментов и человеческого голоса). То есть, октава НЕ делилась на 12 РАВНЫХ полутонов (что и понимается под термином "темперация"). Соответственно, некоторые тональности, за счет накопления таких "ошибок" не могли употребляться вовсе.

Во времена Баха появилась новая модификация инструмента, на котором это стало более реальным. Для того, чтобы продемонстрировать возможности нового инструмента, Бах и написал свои 48 прелюдий и фуг.
[User Picture]
From:sova
Date:October 14th, 2004 02:51 pm (UTC)
(Link)
"октава НЕ делилась на 12 РАВНЫХ полутонов"

Они и се4йчас чуть-чуть неравные. Посмотрите напоследнюю картинку в http://www.precisionstrobe.com/apps/pianotemp/temper.html
[User Picture]
From:kuka_ra
Date:October 14th, 2004 02:58 pm (UTC)
(Link)
Именно чуть-чуть, да. Обычно рояль сначала либо по камертону, либо по всяким приборчикам настраивают точно, а потом доводят до ума уже по слуху. Я это знаю, потому как сама в прошлом и теоретик, и дирижер хора. Для хора вопросы темперации более, чем актуальны.
From:a7sharp9
Date:October 14th, 2004 02:35 pm (UTC)
(Link)
Не то, чтобы правильно, но более равномерно. Проблема с настройкой заключается в том, что нам на слух нравятся интервалы, которые выражаются простыми дробями (3/2, 5/3 и т.д.), а октава (2:1) разделена на 12 полутонов - то есть, если распределить их равномерно, то каждый полутон будет длиной корень 12-й степени из 2, и приближение к благозвучному получается не очень точным. Поэтому раньше пользовались другой крайностью - настраивали по октавам и квинтам, но когда при этом приходили к началу круга, то получалось сильное несхождение. Одни тональности звучали на редкость приятно, а в других, с большим количеством знаков, играть было вовсе нельзя, соответственно, и модуляций особенно далеких в музыке не было.

Бах написал ХТК, чтобы доказать жизнеспособность некоторого компромисса.
From:a7sharp9
Date:October 14th, 2004 02:35 pm (UTC)
(Link)
Прошу прощения. Опоздал.
[User Picture]
From:kuka_ra
Date:October 14th, 2004 02:44 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, что напомнили мне техническую сторону дела. Как-то запамятовала я про то, почему именно так получалось.
From:a7sharp9
Date:October 14th, 2004 03:16 pm (UTC)
(Link)
Но определенная окраска разных тональностей, к счастью, осталась. Романтический фа-диез-минор и реквиемно-похоронный до-минор.
[User Picture]
From:yms
Date:October 14th, 2004 03:26 pm (UTC)
(Link)
А интересно, электронные инструменты - всякие Ямахи и прочее - тоже так настраивают, с окрасками? Или равномерно?
From:a7sharp9
Date:October 14th, 2004 03:31 pm (UTC)
(Link)
Нет, вряд ли равномерно. Некрасиво.

В моей Ensoniq в меню штук 20 разных темпераций, и равномерная, и Пифагорова, и индонезийская, для гамелана, и чего только нет.
[User Picture]
From:yms
Date:October 14th, 2004 03:41 pm (UTC)
(Link)
Наверно, в моделях подешевле зашита какая-нибудь фиксированная, но приемлемая темперация.
[User Picture]
From:nihao_62
Date:October 29th, 2004 12:45 pm (UTC)
(Link)
А скажите пожалуйста!

А можно перед конкретным концертом рояль настроить именно в нужную тональность?
[User Picture]
From:yms
Date:October 14th, 2004 03:25 pm (UTC)
(Link)
Вот и конкретная польза от Кубка провинций ;)))
[User Picture]
From:elcour
Date:October 14th, 2004 04:57 pm (UTC)
(Link)
Цыть!
Ещё не все зеркала отыграли.
[User Picture]
From:xfyre
Date:October 14th, 2004 04:29 pm (UTC)
(Link)
я тоже внесу свои пять копеек.

существует т.н. "натуральный строй", в котором все интервалы между "ступенями" выражены рациональными отношениями. его проблема, как совершенно справедливо было сказано выше, заключается в том, что каждая тональность при таком раскладе имеет свой звукоряд. тем не менее, есть инструменты, которые играют в натуральном строе (все струнно-смычковые, отчасти духовые), т.к. их устройство позволяет извлекать звук любой (необязательно фиксированной) высоты; натуральный строй также используется в хоровом пении.

однако, такие инструменты, как гитара, все клавирные, арфа, орган - вынуждены искать некоего компромисса в настройке, который собственно и называется "темперированным строем" - интервалы в нем звучат не так ярко и не дают таких обертонов, как в натуральном строе, но нет проблем с переходами между тональностями.
[User Picture]
From:flaass
Date:October 14th, 2004 04:53 pm (UTC)
(Link)
> Хорошо Темперированный Раввин
Разрезанный на 12 равных частей? :)
[User Picture]
From:elcour
Date:October 14th, 2004 05:06 pm (UTC)
(Link)
Нет, что Вы!
На 12 частей - то была Наложница с Холма.
Powered by LiveJournal.com