Наместник Карлсона На Земле (elcour) wrote,
Наместник Карлсона На Земле
elcour

  • Music:

пост о человеческом достоинстве

Про Иммануила Канта сказывают, что тот потерял девственность в уже очень зрелом возрасте. Якобы и не собирался, да друзья уговорили. Сказали - смотрите, мол, профессор, без оного экспириенса Ваша теория останется несколько однобокой и вообще пострадает.
Вот что ценю в Канте, так это нехитрую житейскую мудрость. Согласился, конечно.
Будучи же спрошен опосля приобретения ценного опыта, что он думает, ответствовал:
- Это занятие, в ходе которого немцу приходится совершать множество неприличных движений.
Лучше, пожалуй, и не скажешь (наверное, не скажешь). Критерии нашего достоинства объективно условны. Критерии нашего счастья, удовольствий, желаний субъективно догматичны.
Оговорюсь - речь идёт именно о достоинстве, не о чести и не о порядочности. Эти понятия часто путают (видимо, из-за разных значений слова "недостойно").
Обмануть друга бесчестно, подглядывать в замочную скважину чужой спальни непорядочно, а вот завязывать ботинки, подчиняясь дедовщине, или пуститься в пляс посреди собственной лекции может быть просто несовместимо с чувством собственного достоинства (два примера специально очень разные, они с разных боков спектра), хотя честь и порядочность тут ни при чём.
Всем нам приходится выбирать по жизни между "ехать" и "шашечки". Не поймите превратно - шашечки тоже зачем-то нужны, раз их рисуют. И не обязательно только эстетической радости для.
Наше достоинство помогает определить наше место в обществе. Если не проявляешь никакого уважения к себе, к своей личности, своему времени, своему труду, тому, что ты есть и что есть у тебя, то и другие не станут. Если подо всех стелиться, будешь дорожным знаком: "Здесь можно пройти".
С другой стороны, будешь заботиться только о своём достоинстве - останешься пустым; зачем тебе место в обществе, если ты не можешь позволить себе занять его, не можешь вообще ничего - ибо в предельном случае всё станет несовместимо с твоим достоинством. Настоящие принцессы, понимаешь, не какают.
Итак, все мы находим баланс. Снаружи мне, пожалуйста, шашечки, а вот внутри хотелось бы ехать.
Ответы на предыдущий пост были показательны, совсем разные и почти все разумные. Не считая тех, кто не дал бы жене остаться, чтобы не мучать себя самого (тоже понятно, от склада характера зависит), люди выбирали между пирогом и позой.
Поза - тоже, конечно, пирог.
Поверьте, меня не раз заставляли чистить чужие ботинки (как буквально, так и образно говоря). Иногда я чистил. Иногда посылал и был бит. Иногда давал по морде первым. Поверьте, во всех этих случаях меня в первую очередь заботил вопрос о том, как поменьше быть битым. Даже там, где решение рядилось в форму сохранения достоинства.
Супротив достоинства лежит унижение. "Протестую, это не -", - вопил, помнится, Бегемот. Есть люди, поставившие планку очень высоко, но не всегда разумно; это люди чопорные, без чувства юмора... впрочем, о смехе и юморе надо писать отдельный пост. Чаще всего оно проистекает из неуверенности в себе.
Мы ведь всё готовы сделать для собственного счастья. И достоинство - оно есть налог на место в обществе. Или даже цена за него.
Когда вы найдёте правильный баланс, передайте это чувство окружающим. Сообщите своим спокойствием, манерой держаться, уверенностью в том, что делаете как надо - даже если по ошибке делаете в настоящий момент не то, что надо. Можно чистить чужие ботинки так, словно обедаешь в Виндзоре. Просто шашечки должны быть попиндикулярны.
Tags: дискуссии, мысли вуслухъ, проповеди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments