Наместник Карлсона На Земле (elcour) wrote,
Наместник Карлсона На Земле
elcour

Categories:
  • Mood:

Дети без выбора. Ответ на вопрос.

Вот к этому:
http://www.livejournal.com/users/elcour/278001.html?replyto=3386353

Поскольку вопрос задан комментом к открытому посту, а тема заслуживает отдельной записи, отвечаю в открытую же.

Действительно, пока наши дети маленькие, мы очень многое - почти всё - решаем за них. Когда им купаться, чем питаться и где гулять. Как выглядеть и чем заниматься. И если там, где практическая необходимость того или иного решения очевидна, вопросов не возникает, то остаётся область воспитания в духе тех или иных принципов.
Вопрос: "В каких моральных нормах нужно воспитывать детей"? сильно усложняет дело, ибо вынуждает выяснить сперва, что есть мораль. Практичнее будет поставить вопрос о том, в каких вообще нормах, ценностях, приоритетах следует воспитывать детей или даже – как вообще их следует воспитывать. Есть несколько вещей, в которых вы можете быть абсолютно уверены. Например, в том, что абсолютной морали нет и быть не может, что мораль эволюционна и функциональна (об этом я уже несколько раз писал - см., в частности, комменты). Равно как и в том, что рекомендуемые воспитательные нормы – не только моральные – различны в разных обществах. В Китае ребенка следует воспитывать несколько иначе, чем в России, в России иначе, чем в США и т.д. В некоторых обществах следует относиться к людям с доверием, в иных, обратно, не следует. В одних социумах человек должен рассчитывать только на себя и потому ребенка приходится воспитывать в относительно жестких социальных представлениях. Другие социумы намного дружелюбнее по отношению к индивиду, стало быть, в них надо совсем иначе готовить ребенка ко взрослой жизни. Примеров тому бессчётно. Поэтому центральный вопрос, о котором должен задуматься воспитатель, может показаться Вам неожиданным: ему нужно решить, к жизни в каком обществе он хочет подготовить ребенка. Всем нам на каком-то этапе приходится сделать два главных нормативных выбора: между рационализмом и иррационализмом и между гуманизмом и тоталитаризмом. Сделав их, мы, по существу, выбираем общество, в котором хотим жить. Теперь нам остается только научиться жить в соответствии его стандартам, если угодно – по его нормам, в рамках его морали. Тот, кто выберет для себя, к примеру, мир религиозного фундаментализма, должен будет приспособиться к его нормам, включающим, скажем, беспрекословное подчинение лидерам, признание сакрального характера общественной иерархии, отрицание некоторых почти универсальных ценностей, догмат о владении абсолютным знанием и претензию собственной группы на обладание всеми положительными качествами – в ущерб другим. Тот, кто выберет гуманистический рационализм, останется один на один с иной сложной и увлекательной задачей: взаимодействовать с миром и обществом открыто и свободно, без каких-либо подсказок, окромя рационального опыта. Его моральный и функциональный кодекс должен быть совсем иным. Мне не остаётся ничего другого, как рекомендовать вам воспитывать детей в рациональных гуманистических ценностях. Это не абсолютная, а лишь ценностная рекомендация. В пользу рационально-гуманистического выбора говорит то, что он постоянно оказывается наиболее функциональным. На протяжении всей человеческой истории мир - поначалу медленно, а затем всё быстрее - эволюционизирует в его сторону. У воспитанного в этом духе ребенка есть все шансы в любом месте на свете оказаться среди людей, мыслящих так же, как он. Стало быть, социальное будущее на его стороне. Тем не менее, ценностный выбор реален - и делать его каждому из нас. За наших детей, которые, как справедливо замечает azbukivedi, суть чистые белые листы.
Tags: дискуссии, мысли вуслухъ, проповеди
Subscribe

  • Назарей синим пламенем (Филлимор)

    Загадочное исчезновение рабби Давида Иуды Арье-Лейба Коена (известного также как "Раввин-Назарей" или "Назарей Ерусалимскый") в канун праздника кущей…

  • эсхатоложец

    Умом Мессию не понять, в Мессию можно только верить Курант, "1001 арабеска" Отмена законодательных ограничений на некоторые отрасли генной…

  • БѢЛЫХЪ ПЯТЕНЪ ОРѲОГРАФiИ

    ценсору Павлу Кукольнику посв. Ты наша сестра, Мы твои терпеливые братья. Нам выпало счастье, Да впалая грудь Четвергомъ колежскій секретарь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments

  • Назарей синим пламенем (Филлимор)

    Загадочное исчезновение рабби Давида Иуды Арье-Лейба Коена (известного также как "Раввин-Назарей" или "Назарей Ерусалимскый") в канун праздника кущей…

  • эсхатоложец

    Умом Мессию не понять, в Мессию можно только верить Курант, "1001 арабеска" Отмена законодательных ограничений на некоторые отрасли генной…

  • БѢЛЫХЪ ПЯТЕНЪ ОРѲОГРАФiИ

    ценсору Павлу Кукольнику посв. Ты наша сестра, Мы твои терпеливые братья. Нам выпало счастье, Да впалая грудь Четвергомъ колежскій секретарь…