Наместник Карлсона На Земле (elcour) wrote,
Наместник Карлсона На Земле
elcour

Category:
  • Mood:
  • Music:

притча о столах и рыбах, Тамар и другие хвосты

К o_aroniusу - обещанное
Отче, раз уж ты просишь, пишу подробнее именно про эту сугию, она о принуждении к сексу в неприемлемой форме. Если интересуешься вопросом секса нежелательного в принципе, начни с трактатов Эрувин 100б, Недарим 81б, 15б, Кетувот 71б, Маймонид там всюду небезынтересный також.
Нуте-с, к нашим баранам.

В отличие от рабби Йоханана бен Дахавайи мудрецы постановили, что человек может поступать со своей женой как ему заблагорассудится; это - как с мясом, или, скажем, с рыбой: хочет - солит, хочет - варит, хочет - жарит, хочет - парит... Одна баба пришла к Реби [рабби Иегуда а-Наси. здесь и далее прим. в кв. скобках - мои] и сказала: "Равви, я накрыла своему мужу стол, а он перевернул его"! [собралась иметь с мужем (как говорили в Одессе) обычный секс, а он решил меня трахнуть в жопу] Тот ответил: "Дочь моя, раз уж Тора тебя разрешила [Я специально цитирую версию виленского издания. В мюнхенском манускрипте стоит "раз уж Тора сказала, что ему тебя можно", и в таком разрезе толкование, на которое ты, отче, ссылаешься, вовсе неуместно], что же я могу для тебя сделать"?
Другая тётка пришла к Раву и сказала: "Равви, я накрыла своему мужу стол, а он перевернул его"!
Тот ответил: "Ну, и чем это отличается от рыбы [которую можно так и этак и т.д.]"?
Вавилонский Талмуд, трактат Недарим, 20б


Теперь - слайды.
Существует три канонические интерпретации.
1. Речь идёт о произошедшем акте насилия:
Женщина пришла к Реби рассказать, как она собиралась заняться с мужем обычным сексом, а тот принудил её к анальному. Она попросила Реби предотвратить дальнейшие повторения того же сценария, но он ответил, что ничем не может помочь, ибо её муж не нарушил никакого запрета.
Из этого толкования как минимум следует, что если женщина в принципе изъявила согласие на половой контакт с мужем, он может принудить её (в том числе - силой) к сексу в любой угодной ему форме.
Так считают Риц (Шита Мекубецет, Недарим 20б), некоторый ришон, на которого ссылается Раавад в "Баалей Нефеш" (см. ниже), даже среди поздних комментаторов можно найти чёткое следование этму пониманию (например, см. "Ацей Аразим", Эвен а-Эзер, 25).

2. Речь идёт об акте, который ещё не произошёл:
Женщина пришла к Реби рассказать, как она собиралась заняться с мужем обычным сексом, а он (муж) "перевернул стол" - попросил её перевернуться. Она отказалась, и анального акта не было. Она пришла к Реби спросить, разрешён ли анальный секс в принципе и обязана ли она подчиняться (в надежде получить отрицательный ответ на свои вопросы). Реби ответил, что можно и что обязана. Отличие этой интерпретации от первой заключается в том, что в таком случае мы не можем автоматически сделать вывод, что муж вправе заставить её силой, если она, пренебрегая своими обязанностями, всё равно откажется.
Из текста многих комментариев ясно, что авторы придерживаются либо этой версии, либо предыдущей, однако неочевидно, какой именно. См., например, Тосафот к Йевамот 34б, Бах к Эвен а-Эзер 76 (там же - Ритва, упомянутый Бейт-Йосеф), если хочешь ахароним - вот, к примеру, рав Мойше Файнштейн в Игрот Моше, Орах Хаим 4/75.

3. Речь идёт об акте, угодном обоим партнёрам [Реби - не в счёт]:
Женщина пришла к Реби рассказать, как она собиралась заняться с мужем обычным сексом, а он (муж, конечно, а не Реби) "перевернул стол" - убедил (соблазнил) её заняться анальным сексом. Теперь она интересуется, разрешено ли это, потому что ей понравилось и хочется ещё. Реби ответил, что можно.
В таком случае, как ты, святой отец, и пишешь, Реби разрешает здесь анальный секс, но не насилие/принуждение.
Проблема с этой интерпретацией в толковании слов: "Дочь моя, раз уж Тора тебя разрешила, что же я могу для тебя сделать".
Это выглядит как ответ человеку, пришедшему с просьбой о помощи, а не обратившемуся с галахическим вопросом.
Возможны два объяснения:
а. Ответ Реби нужно читать как: "Дочь моя, раз уж Тора тебя разрешила, что же я могу с тобой поделать"? [Вполне легитимная грамматически интерпретация, см., например, мишну в трактате Таанит, 3:8]
Иными словами, Реби был очень недоволен такими безобразиями, однако ему пришлось, скрепя сердце, признать, что Торой это не возбраняется. Как я уже писал, для версии мюнхенского манускрипта такое толкование не представляется приемлемым.
б. Тогда жена согласилась, но теперь хочет развод. Она пришла к Реби узнать, не является ли анальный секс нарушением (бо если да, он может быть причиной для развода).
Это толкование предлагает Раавад ("Баалей а-нефеш", Шаар а-кдуша, изд. Ри Капаха).

На закуску хотел написать про Тамар, но должен идти. Напишу отдельным постом.
Tags: дискуссии, евр.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments