Наместник Карлсона На Земле (elcour) wrote,
Наместник Карлсона На Земле
elcour

  • Music:

Святость души в Ветхом Завете и Талмуде. старая подзамочность

Душа. У кого она есть? У кого она лучше? Чья жизнь наделена святостью?
Сакрализация всегда была интегральной частью развития человеческого общества. Человек стал человеком не тогда, когда осознал присутствие окружавших его явлений, а тогда, когда впервые задумался о них. Обезьяна ничуть не хуже него понимала, что справа стоит дерево, а слева лежит палка. Но человек начал воссоздавать причинно-следственную связь. Он понял, что дерево растёт, а палка была куском дерева. Едва он стал что-то понимать, как вещи непонятные начали становиться для него сакралиями.
Вслед за сакрализацией пришла десакрализация. Сперва было, к примеру, священное дерево. Каждому, кто к нему приближался, рубили голову. Под священным деревом сидел жрец, который был свят в силу своего положения. Жрецу тоже можно было отрубить голову, но он был святым. Потом компания каких-нибудь балбесов могла объявить, что святость жреца прошла, и поэтому теперь они все одинаково святы – вся компания (например, все охотники племени, или вообще всё племя, и т. д.).
Существование сакрального всегда требует противопоставления, чего-то профанного. Засим понятие святости может возникнуть только там, где существует некоторая иерархия. Жизнь дворянина в средневековой Европе потому и свята, что ей можно противопоставить жизнь простолюдина (святость вовсе не обязательно отображается юридической или исторической реальностью; дворяне в Европе могли мочить друг друга пачками, но при этом жизнь и самая кровь дворянина была священна).
Говоря о еврейских источниках, как-то принято начинать с Ветхого Завета. (Действительно, откуда ещё?)
Хотя в Ветхом Завете иерархия очень нехитрая, можно отчётливо проследить отличие праведников от неправедников – и, как результат, святость жизни праведника. Недаром праотец Авраам говорит Господу, что Содом и Гоморру нельзя уничтожать, если при этом могут пострадать праведники, а одного-единственного праведного Лота оттуда вытаскивают перед началом карательной операции аж тремя ангелами. Вместе с этим жизнь обычного человека как таковая не представляет для Ветхого Завета особого интереса. Вспомним детей, которые насмехались над Елисеем и которых задрал медведь; "около трёх тысяч человек" , забитых Левитами после греха золотого тельца; и многих, многих других.
В Ветхом Завете уже вполне прослеживается тема еврейской избранности. Левиты к тому же обладают особым статусом внутри племени (Второзаконие 10:8). А вот расовой нетерпимости в чистом её виде, как идеи о том, что евреи – народ Бога, а прочие – дерьмо, в Ветхом Завете не видно. Так, стих, призывающий хорошо обращаться с пришельцем и не обижать его (Второзаконие 10:19), выглядит типичным образчиком племенного гостеприимства. Приехал человек издалека – вот и прими его хорошо, гость всё-таки. Это Талмуд потом развернёт пушки и сочтёт правильным «объяснить», что речь идёт именно о нееврее-поселенце, который захочет жить среди евреев, приняв определённые законы и правила.
Ценность Талмуда в том и заключается, что он умудрился повернуть вспять процесс сакрализации-десакрализации. Талмуд – текст удивительно реакционный. Наводя порядок в Ветхом Завете, он наделяет пророков и - в особенности - царей куда большей властью, нежели им приписывает сама Библия. В понимании Талмуда царь вправе казнить практически любого, кто ему чем-то не понравился. Например, если Давид отправил Урию-Хитиянина домой, к жене, а тот захотел остаться и охранять покой царя... Ага! – Он ослушался царского слова! Туды его в качель! А ведь почитав просто библейский текст, без талмудических интерпретаций, получаешь совсем иную картину. Бедный царь Давид никак не справится с Шими, а злому Ахаву приходится услать Навата, чтобы заполучить его виноградник, потому что убить Навата ему никак нельзя.
Tags: евр., мысли вуслухъ, намётки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments