?

Log in

No account? Create an account
Если уж цаддик - так пусть будет плоцкий! - Наместник Карлсона На Земле
April 4th, 2004
11:42 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Если уж цаддик - так пусть будет плоцкий!
От меня потребовалось написать хасидскую притчу про жуповского ребе.
Ребе должен был выступать, как во всех хасидских притчах, простым, мудрым и очень человечным. Хасиды (не все, а те, что в истории) должны быть сперва сирыми и убогими, а потом всё понять (о последнем не стоит говорить прямо, пусть оно само будет ясно в конце мансы). Притча должна быть аутентичная, штоп побольше выражений на идише и реалий местечкового еврейского быта.
Начинается, естественно, с прихода к ребе хасида с проблемой.
И чтоб там было про молоко и про носки вместо латкес либо верёвку вместо латкес.
Напоминаю, что длинными хасидские притчи не бывают.

Когда Цаддик из Плоцка переехал со всем двором в Жуповку, его стали называть жуповским ребе.
О его мудрости, любви к ближнему и умении видеть хорошее в любой ситуации ходит множество манс. Говорят, что все они - правда.
Однажды к нему пришли три хасида и сказали:
- Ребе, мы не знаем, как нам быть. Мы - братья, живём все вместе со своими семьями. Был у нас мешок картошки, да ночью кто-то его украл, а гунев. Только и осталось у нас добра, что корова, да и та старая и тощая, молока даёт самую малость, того и гляди, ноги протянет, небех. Вот мы и думаем отвести корову к шойхету, из мяса сварить чолнт и продавать, а на вырученные деньги купить картошки и пожарить на Хануку настоящие латкес, пусть и без молока.
Тут ребе как хлопнет ладонью по столу!
- Не дело, - говорит, - латкес на Хануку без молока жарить. Не продавайте корову, вам с неё ещё большой нахес будет.
- Ребе, а что же мы будем жарить, если у нас картошки нет?
- Ай, скажите своим жёнам пожарить вам в эту Хануку ваши грязные носки вместо латкес. Да только смотрите, чтобы обязательно на молоке от вашей коровы.
И с этими словами ребе позвал шамеса и велел их вывести.
Пригорюнились братья. Слово ребе - закон, да ведь и носки жарить неприятно, а уж есть их... Да только, видно, ничего не попишешь.
За два дня до Хануки пришли они к цаддику снова.
- Ой, вейзмир, ребе, беда. Сдохла сегодня наша корова.
- От а нараше йидн! - воскликнул цаддик. - Ну, что вы за глупые евреи такие! Вам бы впору фрейлехс плясать от радости, а вы плачете! Ведь если бы ваша корова не померла, пришлось бы вам есть свои грязные носки!

Current Music: "Плоцкий Цаддик" - это звучит гордо
Tags:

(13 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:natsla
Date:April 4th, 2004 08:50 pm (UTC)

Курсив твой

(Link)
Цадик - это звучит Плоцко!
[User Picture]
From:elcour
Date:April 5th, 2004 02:10 am (UTC)

Re: Курсив твой

(Link)
Плоцки?
[User Picture]
From:redeyes_ru
Date:April 5th, 2004 04:34 am (UTC)
(Link)
Спасибо Вам огромное.

Когда я читаю такое, то понимаю, что никогда не смогу стать юдофобом. К чему меня активно склоняют иные тексты. Казалось бы: человек вспоминает бабушку (действительно замечательного человека), что может быть трогательнее? Но оно всё настолько там пропитано антагонизмом "свои-чужие", что... просится в руки топор.

Пишите чаще. Не знаю, насколько видна разница между двумя позициями Вам самим, но... пишите чаще. Разница огромна.
[User Picture]
From:elcour
Date:April 5th, 2004 11:36 am (UTC)
(Link)
Полноте, ума не приложу, где Вам почудилась позиция "свои-чужие". Человек действительно выражает гордость традициями и культурным наследием своего народа. А вот о чужих там вроде бы и вовсе ничего нет.
Впрочем, Вам, конечно, видней, что и почему у Вас вызывает раздражение, а что - нет. :)
Спасибо на добром слове, рад, что притча Вам понравилась.
[User Picture]
From:redeyes_ru
Date:April 5th, 2004 11:53 am (UTC)
(Link)
Сложно объяснить, крайне сложно, это "ощущение на пальцах"... О чужих там действительно прямым текстом почти ничего нет (разве что про пресловутый ненавистный совок - отношение к которому, впрочем, дело автора, конечно). Но они очень активно подразумеваются - как некая недоброжелательная и чуждая стихия.

У вас этого не просто нет. Вы пишете как человек. Он пишет как "противостоящий гоям". Это чувствуется со стороны, честно.

...В каком-то из текстов Когана увидел недавно любопытное словосочетание: "человек с галахическими проблемами". Имхо, это супер. Это квинтэссенция. То есть понятно, конечно, что хотел сказать автор. А сказал намного больше, чем намеревался.

Вы так если и напишете - то с юмором, а не с каменным лицом. Я прав?
[User Picture]
From:elcour
Date:April 5th, 2004 12:49 pm (UTC)

с каменным лицом

(Link)
Вы так если и напишете - то с юмором, а не с каменным лицом. Я прав?
Не уверен.
То есть подобное выражение представляется мне корявым, но думаю, что понимаю, что имеется в виду.
"Человек с галахическими проблемами" - человек, нарушающий некоторые аспекты галахи, которые сам считает обязывающими. Словом, примерно то же, что "проблемы с законом".
Так что если и не напишу, то не оттого, что считаю явление несуществующим, а оттого, что то же самое можно выразить точнее и изящнее.
Я вполне допускаю, что Аког пишет как "противостоящий гоям", но в тексте про бабушку это не прослеживается, ИМХО.
[User Picture]
From:redeyes_ru
Date:April 5th, 2004 01:05 pm (UTC)

Re: с каменным лицом

(Link)
Лень искать, где оно у него выплыло, но речь там шла о проблемах с иммиграцией. То есть о породистости и отсутствии таковой - кому можно считаться евреем, а кому нельзя, ибо бабушка подкачала. Разумеется, я осознаю, что у вас так принято (хотя мне сложно понять, почему это воспринимается как должное и никто не видит параллелей с Рейхом). Но суть даже не в этом - а в том, что Коган писал с позиции породистого пса, разглядывающего свои медали с собачьих выставок.

Это... нечеловеческое. Понимаете...

ЗЫ. Всё-таки нашёл. Вот оно: "Среди них подавляющее большинство являли собой образы или «русских» преступников, или депутатов кнессета или представители пар с галахическими проблемами, стремящихся пожениться."

С моей точки зрения это - речь нечеловека. Или человека, у которого что-то существенное оторвали, и не по разу, и в разных местах. Или оно просто не выросло всё, хотя должно было бы.
[User Picture]
From:elcour
Date:April 5th, 2004 01:47 pm (UTC)

Re: с каменным лицом

(Link)
А! Теперь понятно. Насчёт "никто не видит параллелей" Вы, пожалуй, погорячились.
Так, действительно, я писать бы не стал. :-)
Настолько столько, что даже не понял сперва, о чём речь. Честно.
Собственно, об этой проблематике я писал, например, вот здесь (там ещё пара комментов любопытных, помнится).
[User Picture]
From:redeyes_ru
Date:April 5th, 2004 04:14 pm (UTC)

Re: с каменным лицом

(Link)
Огромное спасибо за ссылку! Прочтя, понял, что... Вам бы не на сказки размениваться, а взяться за нечто бОльшее. :о)))) Уж простите мне эту дерзость.

Что могу сказать по существу:

а) в половине случаев путаница происходит из-за понятий "еврей-иудей". Мне кажется, снимется 50% вопросов, если отделить национальное от религиозного. Сразу станет много яснее, что именно следует "сохранять как наследие", а что пестовать как норму или возносить как идеал. У Вас, как я заметил, сходная позиция и Вы видите эти вещи (но, правда, не развиваете их - по крайней мере в той дискуссии, на которую Вы сослались).

б) следует из предыдущего: у кого с кем много общего - у русских с евреями или у иудеев с православными? То есть, да. Общего много и там, и там. Но по-разному. Разными сторонами. Я бы сказал, мы соприкасаемся спинами. А порой трогаем нашими спинами один и тот же холодный кафель. И где-то больше адаптировались вы, где-то мы. Ну, скажем, для русского не представляет особой проблемы понимание, где он русский, а где православный. Наверное, потому что у нас никогда не было теократии и фундаменталисты никогда не узурпировали власть.

в) опять же, следует из предыдущего. Практика отношений с внешним миром. Мы его обнимаем. Наш враг всегда есть, но всегда далеко (а тот, кто близко, того мы всегда приголубим). Вы же с врагом конфронтируете. Что лучше - оставаться маленьким, но "чистым", или большим, но до того много в себя впитавшим, что едва различимы становятся изначальные ценности (и приходится даже изобретать термин "россияне" вместо русских)? Не знаю. Мне, разумеется, ближе моё, россиянское. Прежде всего потому что мы никого стараемся не резать под корешок и способны веками мирно сосуществовать с самыми, казалось бы, антагонистическими нам сообществами - исламом, допустим. Перенимая многое у него и отдавая ему. Это дорогого стоит.

Скажу больше: если Авром хочет "от Тигра до Евфрата" - ему это не удастся без впитывания сугубо российских черт и установок. Вот ключ! Вот отчего вам, иудеям, такая земля обещана. Чтобы, обретая её, вы обрели и новую (для вас) мудрость... А вы чем занимаетесь? :о(
Эээ, сорри, если здесь я немножко превышаю уровень комильфо.

Вывод же таков: для обретения нынешнего огрызка территории евреям понадобилась особая идеология, сионизм, плюс изворотливость и целеустремленность, но и плюс - вернее, минус! - 6 млн. человек. Вы едва не погибли. Дальнейшая стагнация и перманентная война говорят лишь о том, что нужна новая мудрость. Иная. Такая, какой евреи-иудеи-израильтяне ещё не знали. Но которую они примут.

окончание следует...
[User Picture]
From:elcour
Date:April 8th, 2004 08:26 am (UTC)

Re: с каменным лицом

(Link)
б. У русских с евреями.
в. Мы не конфронтируем с врагом. Воленс-ноленс евреям, живущим среди других народов на чужой земле, пришлось стать гениями государственной изворотливости - иначе мы бы просто не выжили. И действительно, в этом плане мы с русскими соприкасаемся спинами - у русских всегда было своё государство, но не было своей государственности. В этом смысле - да, очень обидно, что у нас совместно не вышло ничего продуктивного.
А в ментальности - много общего. Так, ни русские, ни евреи не любят работать (я имею в виду не любого отдельного взятого представителя этих национальностей, а общую национальную черту :).
[User Picture]
From:redeyes_ru
Date:April 5th, 2004 04:15 pm (UTC)

Re: с каменным лицом

(Link)


И вот тут между нами начинается коренное различие позиций.
Вы смотрите только на Запад. И совершенно правильно замечаете непреодолимые противоречия Галахи и западной морали. И, кстати, Вам не зря напомнили про Варфоломеевскую ночь и инквизицию. Думаете, Запад оттуда далеко ушёл? Да он едва-едва вынырнул из тотальной грязи и вечной резни. Едва остыли топки печей. Едва пожелтели газеты с объявлениями о продаже негров и указатели "Только для белых". Ещё наверняка живы члены антикоммунистических комиссий Мак-Карти. И вот только вчера (см. РБК.ру) Словения проголосовала против наделения части местного населения гражданскими правами, а в Латвии маршируют эсэсовцы...

Если бы счастье человеческое заключалось лишь в том, чтобы сожрать за свою жизнь энное количество благ - тогда бы Вы были правы. Но что мы видим? Чем больше благ - тем несчастнее западный человек. Чем больше у него возможностей для саморазвития - тем он меньше хочет знать и тупеет. В то же время любой персидский дехканин много счастливее - ибо живет в гармонии и с людьми, общиной, и с природой. Значит, чего-то Запад не учитывает, верно?

Стоит ли сужать кругозор, ориентируясь лишь на Запад? Имхо, нет. И дело вовсе не в формальностях типа вопроса, нужно ли бить женщину и как именно. Важен прежде всего дух. И я думаю, он должен быть основан на синтезе сильных сторон всех цивилизаций.

Как пример такого синтеза: да, следует отказаться от идеи "исключительности" и превосходства над гоями (прежде всего над вашими родствнниками арабами, уж хотя бы - я-то как русский переживу). Но из этого ещё не следует, что, например, нужны выборы в Кнессет и вообще демократия - хотя бы потому, что она не позволяет власти проводить в жизнь сколь-нибудь значительные непопулярные меры, а они нужны и давно назрели (помните у Шекли "Билет на планету Транай"? вот в Израиле примерно так же - даже премьеров убивают).

Кстати, отчего Вы считаете установку на равенство прав именно частью западной морали? Думаете, в рамках русской, китайской или исламской общины нет равенства? Есть! Просто оно не такое "тупое". Община смотрит за каждым своим членом - и если мальчик вдруг явил тягу к книгам, община не станет относиться к нему как к простому дехканину, а поможет выбиться в люди. Им гордиться будут. Но общине в головы не придет напрасно тратить усилия, опрашивая тёмных дехкан по поводу того, поддерживают ли они очередного хана - это просто не их ума дело, на то есть старейшины (тот же подросший мальчик-ученый или мальчик-управленец).
Я сейчас не агитирую против демократии - я просто показываю, что альтернативы не так уж и примитивны и тоже имеют свою логику и результаты. Важнейший из них - счастье народное. То, чего Западу достичь никак не удаётся.

...Словом, Израилю нужно Слово. Слово должно быть принято (как? уж точно не путем социологического опроса - ибо у каждого сейчас своя синица, даже у того, кого завтра взорвут на остановке). А затем будет нужно Дело.
Понятия не имею, позволяет ли это Галаха, но по идее должна.

ЗЫ. Простите мне эти мысли. Я всего лишь пиарщик. :о))) То есть точно знаю лишь методику, но саму Идею - лишь чувствую, а не знаю.
[User Picture]
From:elcour
Date:April 8th, 2004 08:44 am (UTC)

Re: с каменным лицом

(Link)
И, кстати, Вам не зря напомнили про Варфоломеевскую ночь и инквизицию. Думаете, Запад оттуда далеко ушёл? Да он едва-едва вынырнул из тотальной грязи и вечной резни. Едва остыли топки печей.
Далеко или нет, Запад идёт оттуда, а не туда. Неверно сказать, что смотрю только на запад. Я писал то письмо о западных нормах, поскольку в наше время подавляющее большинство евреев живёт в западном мире.
А про Варфоломеевскую ночь и инквизицию мне там напомнили зря. Я это объясняю - например, вот здесь, о "символе политкорректности Канады".

Но что мы видим? Чем больше благ - тем несчастнее западный человек... Стоит ли сужать кругозор, ориентируясь лишь на Запад? Имхо, нет.
Ради Бога! Вопрос о благах и свободах можно обсуждать отдельно, я же говорю, что пересесть на ослика - тоже вариант.

ЗЫ Не обижайтесь, пожалуйста, что я не всегда и не сразу Вам отвечаю - иногда Вы очень пространно пишете. :-)
[User Picture]
From:redeyes_ru
Date:April 5th, 2004 04:58 pm (UTC)

Re: с каменным лицом

(Link)
Кстати, нежданно-негаданно приплыла ко мне ссылка на случай очень в тему тому, о чем я говорил выше. Вот она.
Powered by LiveJournal.com