Наместник Карлсона На Земле (elcour) wrote,
Наместник Карлсона На Земле
elcour

  • Mood:
  • Music:

Две копейки Куранта на тему экспериментов над окружающими

Разумеется, мы все постоянно экспериментируем друг с другом. Очень часто мы этого не замечаем - как объекты опыта, так и сами экспериментаторы. Иногда объекты замечают, а экспериментаторы - нет. Немало недоразумений происходит аккурат на этой почве.
А иногда объект тщательно (или не очень) продуманного эксперимента замечает его лишь на поздних стадиях, а то и по завершении - и через это бывает ему всякое расстройство.
Вот этот тред начинается с обсуждения вопроса некоторого лжеюзера (или лжеюзеров?), недоумевающего - с чего бы это они, странные такие, расстраивались?
Что ж, попробуем объяснить.
Если бы нам пришлось вводить универсальную единицу ценности в человеческом представлении, такой единицей, видимо, был бы контроль. К чему бы человек ни стремился, в конечном итоге он стремится к контролю. Жажда власти, чести, материальных благ, стремление сжить своих врагов со свету или одолжить у соседа телевизор - все они сводятся к контролю. Или, если угодно, к выбору, к возможности этот выбор сделать (что суть контроль, обратно ж).
Как и любая другая ценность, контроль распределяем, ибо его количество ограничено и конечно. В мире действует закон сохранения контроля.
Следуя по жизни, мы расставляем вехи, стараясь прежде всего отметить свои "зоны контроля" - так, чтобы в пределах этих зон, по возможности, никому не отдавать кормила. Мы пользуемся для этого самыми разными способами, создавая индивидуальные и общественные правила-установки, огораживая то, что определили как свою подконтрольную территорию, следя за тем, чтобы на неё не вторгались и ведя контрмины в направлении чужих подконтрольных зон. Чужое право на контроль нам тоже приходится уважать - просто затем, чтобы не передушить друг друга в одночасье.
Ещё раз подчеркнём: контроль - ценность ультимативная. Осознав обретение (в смыле - расширение) контроля, люди радуются, осознав потерю - огорчаются.
Само понятие эксперимента включает в себя - по определению - элемент контроля. Если вы проводите эксперимент, это означает, что вы оказали на некоторый объект некоторое воздействие - ваш вклад в сподвижении объекта на реакцию. На время эксперимента объект теряет ровно столько контроля, сколько вы обретаете (здесь стоит уточнить, что если эксперимент проводится с ведома и согласия объекта, то из объекта он превращается в экспериментатора над собой и контроля, ergo, не теряет). И если он теряет заметное количество контроля, то и огорчится может заметным образом.
Теперь введём новое (на самом деле, конечно, старое) определение. Определим, что такое подлость.
Подлость - это осознанный обман чужого доверия - при условии, что само доверие изначально оправданно.
В этом определении много неслучайных слов.
Осознанный - потому что неосознанных, случайных подлостей не бывает, это оксюморон. Доверия - потому что как бы ты ни нагадил тем, кто тебе недоверяет, это всё можно назвать враждой и ещё кучей разных терминов, но подлость тут ни при чём.
И, наконец: если доверие изначально было необосновано и "неуместно", то пусть доверяющий пеняет на себя - caveat emptor, г-да офицеры.
Эксперимент, на который "обижаются" - это эксперимент, где соблюдены следующие условия:
1) Экспериментатор продумал эксперимент перед приведением в исполнение, а объект осознал это лишь постфактум.
2) Изначально именно доверие к экспериментатору привело к тому, что объект не стал ограничивать, "закрывать" от того некоторые подконтрольные ему области, что и обеспечило, в сущности, возможность эксперимента. Доверие - готовность принять как даность, что тот не станет вторгаться в области допущения, отбирая контроль у объекта.
Естественно, раз объект вам доверял, он считает своё доверие оправданным (разве что успел осознать свою ошибку - если он вообще ошибался). Следовательно, полагает, что вы совершили подлость - и обижается на это. Я хотел сказать, ЗА это. Потому что обижается он, естественно, НА вас.
Tags: дискуссии, мысли вуслухъ, определения, провокации, проповеди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 1994 Shell Caribbean Cup

    These fields and hills beyond recall Are now our very own. We write our names on history’s page With expectations great Государственный Гимн…

  • поутру це я - леворуция

    в продолжение Амижьего выйду под вечер да потру це я капитолию или менее контроверсия конституция не тобольская да в тюмень её не чета мине ты к…

  • Марин I

    На 1138-летие святопомазания Иепископ Церветерский Горен, светел, что кристалл; Ночку с папой повозился - Сам наутро папой стал. Тут ещё стока…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments

Recent Posts from This Journal

  • 1994 Shell Caribbean Cup

    These fields and hills beyond recall Are now our very own. We write our names on history’s page With expectations great Государственный Гимн…

  • поутру це я - леворуция

    в продолжение Амижьего выйду под вечер да потру це я капитолию или менее контроверсия конституция не тобольская да в тюмень её не чета мине ты к…

  • Марин I

    На 1138-летие святопомазания Иепископ Церветерский Горен, светел, что кристалл; Ночку с папой повозился - Сам наутро папой стал. Тут ещё стока…