Наместник Карлсона На Земле (elcour) wrote,
Наместник Карлсона На Земле
elcour

  • Mood:
  • Music:

ну что ж, нас рассудит пара стволов роковых Лепажа

Dear Rabbi NNN,
Once again, thank you for your serious consideration and quick answer.

With your permission, I'd like to summarize the discussion we have had regarding the opinion of Rabbi Kook. You wrote: "I do not know how Rabbi Kook would explain the relationship between natural morality and a mamzer... Therefore the words of Rabbi Kook should be thus explained: Rabbi Kook did not write that all of the Torah's laws fit with natural human morality and sometimes we must sacrifice our natural morality on G-d's altar."

So Rabbi Kook's words, "The fear of Heaven must not push aside a man's natural morality, for then it is no longer a pure fear of Heaven" - have fallen by the wayside and are as a useless stone, they should not be cited as though they say we should not suppress our natural morality due to fear of Heaven.

I hope I understood you properly.

Yours Truly,
Rabbi Courante


Dear Rabbi Courante,

Rabbi Kooks words have not fallen by the wayside. There are three possibilities:

The first is that Rabbi Kook did not write that the Torah must meet all the fundamentals of natural morality, it is the fear of Heaven alone which must. The fear of Heaven is the fundamental principle of Divine worship which comes from man's soul and pure spirit, and it is this which must coincide with natural morality.

The second is that maintaining the purity of Jewish families was considered by him to be one of the principles of natural morality, and denying this obligation is the road to moral ruin. Therefore there is no moral dilemma in distancing one who was born as a result of such grave moral offense.

The third is the fact that this encounter between Torah and natural morality leads to a practical ruling of great leniency on laws of mamzerut and bringing the matters closer to us on the practical level. Though in principle the mamzer does indeed pay a price, the fact that this contradicts natural morality obligates the beit din to do whatever it can to solve the problem. The rabbi wrote in a similar vein in letter 90 on a different topic; from this letter we can learn the great importance Rabbi Kook placed on the beit din's practical role.

It is possible, of course, that there are other possible approaches.

Sincerely,

Rabbi NNN


Дорогой рав NNN!

Я перечитал нашу переписку и неожиданно почувствовал, что вся она – живая иллюстрация притчи о вечной деградации поколений. Если наши учителя – люди, то мы – ослы. Не более того.
Да, разумеется, рав Кук не говорил, что Тора обязана удовлетворять каким бы то ни было человеческим требованиям – в том числе, и требованиям естественной морали. Еще бы он это сказал! Всевышний создал Тору по своему образу и подобию, не по нашему. Для рава Кука это был момент естественной веры, живого религиозного чувства. До чего же мы продеградировали, если всерьез начинаем это доказывать!
С другой стороны, приписать ему абстрактную, бессодержательную фразу – абстрактный страх Божий должен соответствовать естественной морали – столь же неправильно. Рав Кук учил нас, делился знаниями и опытом, а не произносил прочувствованные речи. Как страх Божий может чему-то соответствовать? Как может он уступать дорогу?
Рав Кук, безусловно, сказал нечто конкретное, важное для нас, понятное нам. Для того, чтобы понять его правильно, не нужно быть гдоль а-дор – достаточно простой, естественной веры в Бога. Веры, которая не заставляет оглядываться по сторонам, не обязывает быть вечно святее папы римского. В данном случае давайте перестанем быть святее рава Кука – и все станет на свои места.
Да, Тора – выше любых человеческих порождений, всего, что может быть нами измышлено или понято. Но именно оттого мы никогда не знаем точно, правильно ли понимаем ее и толкуем. Так вот, в случае сомнения иногда нам на помощь приходит естественная мораль. Никто не говорил, что Тора всецело вмещается в конструкцию естественной морали. Напротив – Тора безгранично ее шире. Однако естественная мораль, как все органичное и естественное, полностью, без остатка помещается в Торе, является ее частью, выстраивается в верном направлении, как стрелка компаса. Так что всякий раз, когда Галаха – истолкованная нами, причем, как Вы лучше меня знаете, не всегда правильно, часть Торы, вступает в конфликт с естественной моралью – должен зажигаться тревожный красный сигнал: внимание, ошибка, хилул Га-шем!
Именно это и сказал нам рав Кук. Не бойтесь следовать зову сердца! Оно не заведет вас в тупик, напротив, оно всегда и безошибочно ведет к Торе. И не стоит выдумывать хитрые объяснения – отчего мораль не мораль, отчего естество не естество. Рава Кука это не смущало, но отчего-то это начинает смущать нас, которые, как известно, куда святее. Следовать зову сердца и значит приносить себя на алтарь служения Всевышнему. И не бойтесь того, что сердце заведет нас слишком далеко. Едва ли в нашем распоряжении, в распоряжении нашего поколения сыщется лучший компас.

С наилучшими пожеланиями,
Рабби Курант
Tags: дискуссии, евр., мысли вуслухъ, проповеди, цитаты-ссылки-выдержки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments