Наместник Карлсона На Земле ([info]elcour) wrote,
  • Mood: grumpy
  • Music: зубы болят, мысь по древу растека...

человек и система (неконтролируемый поток гражданской несознанки)

Судьба играет человеком, а человек играет на трубе
(Нил) Армстронг


Некоторые из моих знакомых говорят, что легко отличают государство-друга от государства-врага.
С государством-другом они готовы сотрудничать и помогать ему, а государству-врагу желают всяческих неблаг и посылают лучи гонореи и ненависти.
Так, сказал однажды мне Т., если под моим окном посреди ночи появится пьяный и будет горланить свои песни, я сразу (после первого замечания) вызову полицию. А если б такое случилось в России, постарался бы этого избежать, возможно, скорей сам бы спустился и начистил ему чайник. Потому что представляю, мол, что полиция может сделать с пьяным у нас, а что - там.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
Помните, я как-то про Уэйна писал? Да, маломогущих всегда ебали и ещё будут.
Есть тут один парнишка, Тимом зовут. Аллен, наш шамес, его пригрел. Славный малый, всегда старается помочь, если кому чего надо, добрый, хороший. Одна беда: пить ему категорически нельзя (эпилепсия), а он на это "нельзя" почихивает. Выпив, становится буйный. Так он впервые загремел в ниагарскую кутузку. На три года - и вполне, видимо, справедливо.
С тех пор его сажали ещё пару раз: один раз за травку, другой - за хамство полицейскому (несмотря на трёх свидетелей, пришили нападение; дёшево ещё отделался). Короче, к сливкам местного общества Тим принадлежит лишь отчасти.
У местной полиции он на мушке с первой отсидки. Так, он - единственный, насколько мне известно, житель городка, получивший 200 долларов штрафа за езду на велосипеде без звонка (это с 1952 года, когда закон был введён). На его месте я б, наверное, давно уже свалил куда-нито. А он вот не хочет.
Три недели назад Тим гостил у Аллена, когда с ним случился припадок. Аллен вызвал скорую. Вместе со скорой приехал наряд полиции.
На глазах у нескольких гостей медикам сказали уйти за угол, пятеро полицейских ворвались в дом и избили Тима ногами. Как следует избили - с переломами, со внутренним кровоизлиянием.
В тот же день на него завели уголовное дело: когда один полицейский схватил его, Тим в припадке его укусил.
Найдёт ли он адвоката, способного (а главное, готового) судиться за него с полицией? Практически наверняка не найдёт. Денег у него нет, а связываться кому охота?
Это я к чему всё пишу? Люди, ставшие случайными свидетелями этой истории, до сих пор в шоке.
Как же так может быть? Как могут наши бравые защитники, часть той системы, которая призвана нас защищать, опекать, холить и лелеять, вести себя столь бесчеловечно?
Видимо, повезло мне, что родился в Союзе, да ещё и в семье диссидентов: никакого шока не испытал.
Я не верю в государство-друга (хотя в детстве верил, по наивности, в государство-врага).
Государство - это аппарат. Когда вы в последний раз встречали враждебный велосипед или дружелюбный молоток? Если в аппарате что-то не работает, надо чинить. Менять надо. Разбирать, смазывать, чистить.

И что, и с этой вот хохмой я еду в Одессу?
Нет. Пока не еду.
Полицейская система действительно может придавить, примять не хуже любой другой мощной системы. Как справедливо замечал либертарианец Аверрос (если б он на этом остановился!), мимо агрессивного козла с дубинкой лучше ходить осторожно.
Недавно давал [info]iliatу посмотреть "The wrong man" с Генри Фонда в главной роли. Там человека арестовывают по ошибке, приняв за грабителя-рецидивиста. И вот всё время, пока его сажают, выпускают под залог, устраивают очные ставки и опознания, судят, он взирает на это с некоторым отрешённым спокойствием: в самом деле, он же невиновен, значит ему не о чём волноваться, система во всём разберётся. Эх, хотел бы я велосипед, заслуживающий такого же доверия!
[info]iliat мне говорит - какой, дескать, страшный фильм! Показывает, как общество аккуратно, брезгливенько отодвигает тебя в сторону, едва тебя начало утягивать под колёса.
А вдуматься - почему, собственно, страшнее попасть по облыжному обвинению в тюрьму, чем под колёса соскользнувшему с заснеженной трассы грузовику или в зубы бродячей стае собак?
Видимо, страшнее только если ты очеловечиваешь систему и доверяешь ей - настолько, что чувствуешь себя преданным.
Я тогда [info]iliatу другой фильм показал, "Ночной допрос" с Лино Вентурой (лет шесть назад сделали римейк с Морганом Фрименом - никакого сравнения, смотрите оригинал).
Умный, опытный следователь где-то на юге Франции допрашивает подозреваемого в изнасиловании и убийстве двух маленьких девочек. Собственно, сначала тот приходит как свидетель, но очень скоро превращается в подозреваемого.
И ведь уважаемый, видный человек, адвокат, меценат - но уж больно много неувязок в его показаниях. И улики против него тоже есть, но, увы, пока только косвенные.
Постепенно, кусочек за кусочком, мы узнаём, что подозреваемый ненавидит мир вообще и людей в частности, слушаем, как он всё дальше запутывается в собственном вранье, выясняем вместе с проницательным следователем, что в свободное от работы время он трахает малолетних проституток...
Словом, фильм позволяет зрителю проникнуться той брезгливостью в отношении подозреваемого, какая вполне уместна для рядового члена нормального, чистенького общества.
Наконец, адвокат признаётся в убийствах (заметьте, его не били, ему не загоняли калёных игл под ногти и не угрожали расправой с семьёй. Его вполне корректно допрашивали - полицейский, который посрели допроса дал ему по морде, был отстранён от дела и наказан).
Адвокат признаётся - и лишь через несколько часов после этого неподалёку ловят настоящего убийцу.
Замечательный фильм о том, что некоторые люди обладают складом ума и характера, позволяющим системе при некоторых сопутствующих обстоятельствах закатать их в асфальт.
Ну, что скажешь? Не повезло.
Как, впрочем, и тому, кто попал под грузовик или упал на токарный станок.
Но ощущение предательства у бургера, наверное, никуда не девается. Оно жжёт душу, как если б любимая жена под грузовик толкнула, словно это лучший друг его на станок бросил.

Моя милиция, которая меня бережёт, неужели она... неужели может делать и плохое?
Не верю! Не верю! (Ещё один Станиславский, бля.)

Это в нашем городке жила Карла Гомолка, жена известного маньяка-убийцы Пола Бернардо.
Эта парочка изнасиловала и убила трёх девочек (их первой жертвой была младшая сестра Карлы). Один мой прихожанин их ловил - он заведовал тогда криминалистической лабораторией ниагарской полиции. Впрочем, поймали их скорее случайно: когда муж особенно крепко поколотил Карлу и она попала в больницу, её кровь и кожа мужа из-под её ногтей попала на экспертизу.
Карле впаяли 12 лет (прокуратура облажалась; они поспешили предложить сделку, вскоре после того всплыли улики, позволившие бы дать ей несколько пожизненных. Падкая на патоку патос пресса обозвала договор "пактом с дьяволом"). Летом 2005 она вышла на свободу.
Бернардо дали несколько сот лет, он вряд ли когда-либо выйдет на свободу.
За ним ещё до Гомолки много всякого числилось.
Уже в тюрьме Бернардо сознался ещё в двух изнасилованиях и одном убийстве.
А вот в чём не сознался - это в убийстве Элизабет Бэйн.
Почему не сознался? Хер его знает. Возможно, потому, что этого убийства он не совершал.
Но может быть, и потому, что к тому времени за него уже осудили Роберта Балтовича.
Балтович был бойфрендом Элизабет Бэйн. Когда летом 90-го года она пропала, а через два дня её машину нашли на загородной стоянке с большой лужей еённой крови, его допросили. Потом арестовали. Потом судили и посадили.
Судя по всему, улики против него были косвенными (собственно, и арестовали его главным образом потому, что он глупо наврал насчёт своего алиби). Немалую роль в приговоре сыграл, видимо, и судья, практически попросивший присяжных признать подсудимого виновным. С 2000 года дело Балтовича пересматривается, сейчас его выпустили до нового суда. Новый судья смело ругает того, старого, потому что тот давно на пенсии. А может, не поэтому, может, он просто такой храбрый или справедливый.
Свидетели, последними видевшие Элизабет Бэйн, описывали неизвестного блондина. Их описания вполне соответствовали внешности Бернардо, да и было это в двух шагах от его тогдашнего дома. Но всё это, конечно, происходило за несколько лет до того, как Бернардо поймали.
Тела никогда не нашли.
В 90-м Балтович был 25-летним пацаном, как раз окончившим факультет психологии торонтского университета и нашедшим многообещающую работу. Сейчас он - сорокалетний мужик, проведший 15 лет жизни в тюрьмах и судах.
Виновен ли он в убийстве? А хрен его знает.
Если невиновен, я ему очень сочувствую.
Но не больше, чем умирающим от голода детям Сомали. И не больше, чем жертвам Бернардо и Гомолки.
И не потому, что я такой чёрствый, бездушный сухарь. Вы не смотрите, я как раз очень добрый.
А потому, что ему, как и им, не повезло - и мне не кажется, что ему больше.

Как вы думаете, если он невиновен, у него действительно есть основания чувствовать, что его предали?

ЗЫ А вот тут ещё всякие истории от Ассоциации в Защиту Невинно Осуждённых
Tags: куриозусы

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

[info]msh

September 18 2007, 00:16:15 UTC 4 years ago

Ну так разница не в том, что та машина злая, а эта добрая. а в том, что, российская машина работает вовсе не для меня. Канадская может быть тупой, неисправной, громить все вокруг, но в принципе, она сделана чтобы защищать меня, а не грести себе деньги

Возвращаясь к пьяному под окном - в России милиция просто не приедет. А смысл, денег-то у него нет. И на семейный скандал вряд ли приедет - судя по опыту моих московских соседей. Вот когда надо будет проверить не проживают ли где подозрительный лица с акцентом и без прописки - обязательно приедет! Неоднократно.

А канадская приедет и скорее даже испортит жизнь и певцу и скандалистам, и скорее всего это неправильно, достаточно было бы забрать в вытрезвитель, а не поставить arrest record и закрыть многие виды работы. Но ведь так хорошо, когда ходить можно где угодно и когда угодно и под окном никто не орет ...

[info]averros

September 18 2007, 01:35:08 UTC 4 years ago

но в принципе, она сделана чтобы защищать меня, а не грести себе деньги

Блажен, кто верует.

А те, кто умеют читать - видят надпись "Law Enforcement". Не "Citizen Protection", обратите внимание. Машина сделана, чтобы защищать законопорядок, а не граждан. Законопорядок со вполне определённым классом самых равных граждан сверху, ага. А на менее равных им начихать, до пока они ведут себя тихо и не забывают платить налоги.

[info]msh

September 18 2007, 01:49:55 UTC 4 years ago

А те, кто умеют читать - видят надпись "Law Enforcement". Не "Citizen Protection", обратите внимание

Не знаю, я вижу надпись "to serve and protect", прямо на их машинах. А чувак в форме официально называется "peace officer" а не "law enforcer", уж если вы так хотите порассматривать слова

И я согласен, что они защищают законопорядок, только вот меня как раз этот конкретный законопорядок устраивает. В отличии от остальных, известных мне. Потому что я простой мирный обыватель

[info]averros

4 years ago

[info]msh

4 years ago

[info]sereshka

September 20 2007, 17:24:43 UTC 4 years ago

...и певцу и скандалистам
и тому, кто вызывал. Помню, жена не удержалась и вызвала полицию на соседей, которые буянили в 1 ночи. Соседи через полчаса угомонились. А полиция приехала в 4 часа (!) и позвонила по домофону. Кому, вы думаете? Правильно, не соседям же. Шоб знали, как занятых людей от дела отрывать.

Anonymous

October 10 2007, 08:07:03 UTC 4 years ago

Хорошо, когда под окном никто не орет

плохо, когда ты выпил, тебе хорошо, и ты захотел спеть песню, а рядом оказался человек, который любит звонить в полицию... Уж лучше бы водой облил или в морду сунул...

[info]dvv

September 18 2007, 00:23:28 UTC 4 years ago

А ещё у канадских самолётов в воздухе кончается горючее. Потому что канадские пилоты его проёбывают. Внимание, вопрос — почему это имеет отношение к исходным историям. Подсказка — в России количество авиапроисшествий на пассажирорыло куда выше, чем в Канаде.

[info]_mak_

September 18 2007, 00:42:56 UTC 4 years ago

Я согласна насчет механизма, но не вижу связи этой аналогии с желанием или нежеланием "сотрудничать и помогать".

Велосипед - это механизм для езды. Если тебя затягивает под колесо, то это несчастный случай, но если он не едет, то обидно за выброшенные деньги. Впрочем, если ты не крутишь педали, то поехать он никак не сможет.

Система судов и следователей - это механизм для сортировки виновных от невиновных. Если он не работает, то его надо чинить, и опять же обидно за выброшенные деньги. Но если ему не будут "сотрудничать и помогать", то он тоже не поедет.

Разница между здесь и там в вере в то что здесь этот механизм определяет "виновных" так же как и я, поэтому сотрудничать с ним и помогать ему не противоречит убеждениям, даже если он плохо налажен и делает ошибки.

[info]elcour

September 18 2007, 03:11:37 UTC 4 years ago

Я не понял последнего, про разницу.
Что значит "так же, как и я"?

[info]_mak_

September 18 2007, 12:50:44 UTC 4 years ago

Значит, что когда здесь прокурор ищет кто украл миллион, то и он, и судья и присяжные дают то же определение слову "украл", что и я. То есть взял без спроса у другого. А не, скажем, "придумал способ заработать деньги противоречащий коммунистической морали и советскому образу жизни".

Если тебя когда-нибудь заинтересует могу рассказать историю о том как моего отчима судили за предпринимательство в 1984 году.

[info]elcour

4 years ago

[info]_mak_

4 years ago

[info]_mak_

4 years ago

[info]stas

September 18 2007, 00:54:42 UTC 4 years ago

Выпив, становится буйный.

А вот не мешали бы ему травку курить - был бы тихий.

[info]stas

September 18 2007, 01:12:35 UTC 4 years ago

А вообще - все правильно говоришь. Страшнее потому же, почему оборотень страшнее волка, а дьявол с вилами страшнее зерноуборочного комбайна. Потому что злобный разум - особенно неожиданно злобный - страшнее неразумной угрозы.

А разница с велосипедом все же есть. Велосипед ты сам выбираешь и сам руль крутишь. Хочешь - можешь пешком ходить. А получить люлей от полицейских - это далеко не всегда результат выбора. Т.е. в цивилизованной стране шансов получить их "просто так" - меньше, хотя нулевыми я бы их не назвал. Я бы сравнил их скорее с болезнями - т.е. может быть что-нибудь тяжелое, пожизненное, может быть насморк. Только болезни принято лечить... :)

[info]elcour

September 18 2007, 03:03:56 UTC 4 years ago

Страшнее потому же, почему оборотень страшнее волка, а дьявол с вилами страшнее зерноуборочного комбайна. Потому что злобный разум - особенно неожиданно злобный - страшнее неразумной угрозы
Не-а. Не в разуме дело.
Буде человека, полагающего государство другом, изобьёт и покалечит полицейский наряд, ему будет страшнее, чем если то же самое сделает уличная шпана.

Велосипед ты сам выбираешь и сам руль крутишь. Хочешь - можешь пешком ходить. А получить люлей от полицейских - это далеко не всегда результат выбора
Отчего же? Так ты скажешь, что попасть ногой в цепь - не всегда результат выбора... Можно ведь жить в Антарктиде, пожалуйста, и никакой тебе полиции.
А что много неудобств, так и пешком не всегда удобно передвигаться.

[info]msh

4 years ago

[info]elcour

4 years ago

[info]sovok

September 18 2007, 02:08:39 UTC 4 years ago

всё-таки если бы Аллен не пил и не курил травку, а Балтович - не врал полиции, взрослые вменяемые мужики, ничего бы им не грозило

может канадская система и так же плоха как российская - но надо искать другие примеры

а голодающие дети Сомали умрут whatever they do or don't do - принципиальное отличие

[info]elcour

September 18 2007, 03:07:49 UTC 4 years ago

взрослые вменяемые мужики, ничего бы им не грозило
Сомнительное утверждение. То есть, наверное, грозило бы меньше, однако вполне случается.

Так и голодающее дитя Сомали выживет, коли найдёт подходящего добровольца Красного Креста и правильные слова скажет. Выбор, да...


ЗЫ А Аллен, кстати, трезвенник и язвенник. Вы его с Тимом перепутали.

[info]tommi_anya

September 18 2007, 04:23:15 UTC 4 years ago

А, главное чтоб полиция их теперь не перепутала б ;)

[info]taki_net

September 18 2007, 07:20:32 UTC 4 years ago

Как мне кажется, дело тут в базовом способе восприятия государства. Гражданин Канады воспринимает государство в целом как проект "Республики", общего дела для общего блага. Русский (не сегодня, а с давних советских времен) как "орудие подавления". При этом даже при наличии честных и законопослушных ментов они воспринимаются не как "такие же как мы", а солдаты "войны с преступностью". А на войне как на войне.

С другой стороны, западный человек никаким количеством лично известных ему случаев коррупции (в широком смысле) полиции не будет убежден, что менты "должны" так себя вести - это противоречит его базовому мифу о государстве.

[info]teper_bananovyi

September 18 2007, 08:31:50 UTC 4 years ago

эли, а все эти свидетели не могут/не имеют желания обратиться к прессе? и никто не заснял, случае, на мобильный телефон? и еще непонятно вот что - все-таки в городишке вашем не пять человек, неужели все поголовно копы а) знают в лицо всех жителей б) знают их police record в) питают в связи с этим record такую бурную личную неприязнь?

[info]elcour

September 18 2007, 11:34:15 UTC 4 years ago

Пресса не поможет; пока что у них не возникало желания воевать с полицией. Никто не заснял, нет. Пока что они обратились в полицейскую комиссию внутренних расследований. Если пошлют, обратятся в ассоциацию защиты прав человека. Вполне есть шансы чего-то добиться.
В случае Уэйна мы таки чего-то добились, полицию вздрючили, Уэйну дали немного денег.

Копы знают не всех жителей и их police record. Они знают Тима.
А бурную личную неприязнь питают, сколько мне известно, ко всем уголовникам (не считая ненасильственных преступлений - наркотики, проституция, беловоротничковые дела).
Вызывая скорую, называешь имя и фамилию человека, которому нужна помощь.
А с какой радости, думаешь, приехал наряд?

[info]msh

September 18 2007, 12:23:01 UTC 4 years ago

Наряд приехал потому, что у 911 есть база, где записано что Тим - буйный. Поэтому вместе с 911 приезжает полиция для защиты врачей (узнайте у российских врачей скорой помощи хотели бы они такой порядок тоже). Оказалось, то в этот раз действительно пациент опять начал буянить. Ну правда, не верите же вы то полицейские бросили свои донатсы и дабл-даблы для того, чтобы специально поехать бить какого-то алкоголика на глазах свидетелей?

[info]elcour

4 years ago

[info]msh

4 years ago

[info]teper_bananovyi

September 18 2007, 14:39:24 UTC 4 years ago

я не знаю, как в канаде, но в сша по звонку в 911 приезжают сразу полиция, скорая и пожарные, даже если просишь медицинской помощи. один раз дедушке было плохо после операции, я звонила в 911, и приехали первыми пожарные, потом уже скорая. и фамилию я вряд ли называла...

[info]elcour

4 years ago

[info]jentl

September 18 2007, 09:13:53 UTC 4 years ago

Зуб-то прошёл?
Аналогичный случай был и в нашем городке. Некая тётка развелась с мужем-алкашом, из дому попёрла, но по доброте душевной сняла ему студию в соседнем доме. А он повадился ходить к ней и права качать, а однажды попытался её изнасиловать в присутствии экс-тёщи. Тогда жена заявила в полицию. Полицейские приехали ночью, начали избивать мужика в его квартире, продолжили на лестнице, а затем во дворе. Разбуженое дикими криками население пронаблюдало и пинки ногами, и кровавый след от подъезда до полицейской машины. Все были в шоке, и местные, и выходцы из бывшего Союза, причём последние под девизом: "Как же так, это ведь там был произвол, а здесь должен быть порядок!" Оказалось, тут я с тобой соглашусь, что здешняя машина такая-же безмозглая, как и старая советская. Но разница всё же есть. Велосипед имеет смысл чинить, если ты на нём ездишь. А какой смысл чинить соковыжималку, если ты апельсин?

[info]elcour

September 18 2007, 11:37:21 UTC 4 years ago

Нет, болит.
Но уже меньше.

Оказалось, тут я с тобой соглашусь, что здешняя машина такая-же безмозглая, как и старая советская
А этого я как раз не говорил. Наш велосипед как раз работает гораздо лучше и барахлит гораздо меньше.

Велосипед имеет смысл чинить, если ты на нём ездишь. А какой смысл чинить соковыжималку, если ты апельсин?
Видишь ли, я на государстве езжу. И на полиции езжу.
Ты думаешь, что тебе будет удобнее жить в государстве без полиции?

[info]jentl

September 18 2007, 12:05:23 UTC 4 years ago

Ээ.. Я так невнятно выражаюсь? Наш велосипед не лучше, он просто велосипед. А Союз, или гитлеровская Германия, или любое другое государство, заявленной целью когорого является сок - светлое будущее какое-нибудь, а не конкретное благо конкретных граждан - соковыжималка. Так что государства таки делятся. Только не на друзей и врагов, а на инструменты, которыми пользуемся мы, и на инструменты, которые пользуются нами.

[info]elcour

4 years ago

[info]wedjat

September 25 2007, 18:17:43 UTC 4 years ago

Это не говоря о том, что не бывает идеально монолитной системы, управляемой единой волей (если это, конечно, не Божья воля). Даже в велосипеде об нескольких десятках довольно простых по форме и поведению деталей хватает люфтов, конструктивных недостатков и прочих приветов от Хаоса.
Понятно, что при прочих равных и самые равнодушные хотели бы видеть в рядах полиции просвещенных джедаев, но где ж их набрать, если идут туда все больше те самые ситхи, от которых полиция должна меня, мирного пахаря, беречь?

[info]burich

November 25 2007, 22:21:45 UTC 4 years ago

Пусть похоже на Россию, только все же не Россия.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…